Американская обувная компания Collective Brands Inc. (сети Payless и The Stride Rite) выводит на российский рынок сеть обувных дискаунтеров Payless. Эксклюзивную франшизу на российский рынок получил кувейтский холдинг The Alshaya Group (развивает в России Starbucks, Mothercare, The Body Shop, Next и др.). Открытие первых магазинов намечено на начало следующего года, а до 2015 года планируется открыть около 150 магазинов.
Проценко Сергей Николаевич, Директор по развитию Южно-Российского исследовательского центра
«Быстрый захват рынка Payless вряд ли грозит. До сих пор в регионах России низкий ценовой сегмент в немалой степени обеспечивается «вещевыми» рынками. И хотя несколько сетей дискаунтеров довольно прочно обосновались в этом сегменте, им в ближайшей перспективе будет непросто. И конкурировать они будут не столько друг с другом, сколько с рынками.
С какими проблемами бизнес может столкнуться? Рынок обуви в ближайшее время не будет отличаться всплеском продаж, а уровень цен, которые сможет предложить Payless, вряд ли будет сенсационным, если принимать в расчёт размер таможенных пошлин. Поэтому планы по стремительному развёртыванию сети кажутся слишком уж амбициозными: боюсь, текущий кризис ещё внесёт в них коррективы.
Может ли решение компании свидетельствовать о возвращении интереса иностранных инвесторов к России? Alshaya Group уже почти 10 лет присутствует в России, работая по схеме франчайзинга с рядом транснациональных сетей. Так что озвученные планы по развитию сети Payless никак не свидетельствуют о «возвращении иностранных инвесторов».
Макаров Олег Юрьевич, Руководитель представительства Школа Пути / Путь торговли / S.W.I.R.G. по РФ и странам бывшего СССР, консультант по маркетингу, бизнес-тренер, автор русского текста книги "Путь торговли", ex-директор по брендингу ТД "Виктория".
Stride Rite Corporation с её марками "Stride Rite", "Saucony", "Grasshopers" , "Sperry TOP-Sider", "Robeez" и, наконец, "Keds" — (да, да!) той самой легендарной KEDS, от которой образовалось в русском языке слово "Кеды", с самым ходовым диапазоном $60-70 и всей линейкой $50-110 на российский рынок не пойдёт.
Почему? Потому что благодаря защите отечественного производителя, популярной в РФ, эти цены превратятся в $80-150 — в лучшем случае и это не для сегодняшней России.
В тех странах, где кризис заканчивается, это было бы актуально, а у нас уже подготовлена и обещана "вторая волна" и нам явно не до кед за 150 долларов.
Что будет?
А будет второе лицо Collective Brands Inc. Сеть "Payless". "Недоплата".
Мужская и женская обувь по ценам (в США) 20-40 долларов за пару, у нас будет получаться, вероятно по 40-60 долларов и это уже даёт шанс.
Почему сеть идёт не сама, что явно выгоднее для дискаунтера, а через оператора Alshaya Group? Потому что для работы в России менталитет обычного американского менеджера совершенно не годится. Он будет "so stressed" при попытке получить самую первую печать на документах. А если такой менеджер вдруг доживёт до прихода в магазин пожарной инспекции, то гарантированно сойдёт с ума.
Американцы берегут своих менеджеров и поэтому решили довериться компании, которая в России уже не первый год, знает все входы и выходы и готова к встрече не только с пожарным инспектором, но даже с самим, (не к ночи будь помянут), санитарным врачом…
Инвестиционный климат в РФ как ухудшался, так и ухудшается, поскольку воздействие 1 канала и РТР на иностранных инвесторов очень невелико, а все остальные изменения относятся к разряду "повышающих сложность ведения бизнеса".
Потапенко Дмитрий Валерьевич, Управляющий Партнёр ГК "Management Development Group Inc." Prague-Moscow
"На рынке обувных дискаунтов себя неплохо чувствует "ЦентрОбувь", и множество и множество открытых рынков и неструктурированной розницы.
Говорить о выходе на рынок, достаточно странно. Есть факт продажи франшизы, но не выхода на рынок. В данном случае это маркетинговое исследование рынка чужими деньгами.
Рынок обуви падает, так же как и все остальные, сейчас он перешел в стадию стагнации, т.к. не покупать обувь, пусть и по минимуму, как и еду, люди не могут.
Падение ставок на недвижимость не компенсируется падением объема продаж, ростом коммунальных платежей.
И посему, скорее всего, план по открытию такого количества точек, всего лишь, не слишком удачный PR".
Сироткин Дмитрий Германович, Партнер ИКФ "Альт"
"Мне кажется, что это удачный пример проактивной стратегии в условиях кризиса.
Ключевыми факторами успеха этого проекта могут стать:
1. Благоприятная для экспансии ситуация на российском обувном рынке. Известно, что многие игроки испытывают финансовые трудности, часть игроков уходит с рынка. Хотя спрос на обувь упал, понятно, что это временная тенденция. Рынок по-прежнему достаточно фрагментирован, поэтому перспективы развития крупной сети хорошие.
2. Наличие опыта развития ритейловых проектов в России. Это создает хорошие предпосылки для быстрого развития сети и избежания ошибок, допускаемых приходящими в Россию зарубежными компаниями
3. Отличная ситуация с доступными торговыми площадями и ставками аренды. В текущий период имеется уникальная возможность подобрать торговые точки, максимально подходящие для реализуемой концепции сети, и просто "топовые" точки. Ставки аренды также приятно меняются.
Безусловно, успешность проекта будет во многом зависеть от адекватного учета происходящих изменений потребительского спроса и удачного позиционирования сети.
Желаю успеха этому проекту! Надеюсь, что аналогичных проектов зарубежных и российских компаний будет становиться больше".
Верхоланцев Андрей, Старший аналитик ИК Mint Yard Capital
"На мой взгляд, решение компании может быть связано с желанием войти на перспективный рынок, коим является рынок России в долгосрочной перспективе и открывшимися в результате кризиса возможностями. В частности, значительно упали арендные ставки, стоимость персонала также стала ниже, в итоге затраты на вход стали меньше, чем еще год назад. Таким образом компания реализует свой план по расширению географии своего присутствия с меньшими по сравнению с прошлыми годами издержками и на мой взгляд, этот процесс слабо связан с изменениями в инвестиционном климате.
Не исключаю, что старт проекта может быть сопряжен с трудностями на первом этапе, связанными с экономическими сложностями и вызванным ими падением потребительского спроса. Поэтому предполагать быстрое занятие значимой доли рынка сразу сложно, если только компания не предложит заманчивые ценовые условия на свою продукцию".
Миннугарайев Наиль, Заместитель руководителя розничной сети "Евророс"
"Стоит заметить, что интерес к инвестициям в Россию несмотря на кризис остается на высоком уровне. Это отлично видно в области продуктового ритейла, активности автопроизводителей и многих других направлений, предлагающих товар непосредственно потребителю. До насыщения развиваться российскому рынку предстоит еще очень долго.
Для компании, планирующей долгосрочные инвестиции в направлении ритейла, сейчас очень удачный момент. А именно, большое количество свободных помещений, вне зависимости о выкупе или аренде идет речь. При этом ставки аренды также привлекательны. Тоже самое можно сказать о богатом предложении на рынке труда, желание работать и повышать квалификацию на высочайшем уровне.
О доле рынка для новой компании говорить несколько преждевременно, многое зависит от продукта в широком значении этого слова, который она собирается представить.
Можно упомянуть о том, что рынок обувного ритейла не достаточно конкурентен. По памяти сложно назвать десяток крупных действительно успешных компании в этом сегменте. Значительная часть игроков на сегодняшний день ощущает проблемы в связи со спадом спроса и недостатком ликвидности, тормозящие развитие и продвижение. В таких условиях новому игроку на рынке предоставляется хороший шанс на прорыв".