21 января из «Сибирского Молла» ушел один из крупных арендаторов — магазин техники «Белый ветер Цифровой», объяснивший закрытие одного из трех своих магазинов его нерентабельностью из-за недостаточного трафика в «Сибирском Молле». Из более мелких арендаторов за последние месяцы работу в торговом центре на Фрунзе прекратили Naf Naf и Gloria Jeans. Сейчас девелопер «Сибирского Молла» компания «ВЭБ-Инвест» возлагает надежды на открытие кинотеатра, который должен привлечь посетителей. На то же самое надеются и арендаторы.
История «Сибирского Молла» изначально была непростой. Здание-долгострой было приобретено банком ГЛОБЭКС в 2004 году, затем перестраивалось под новые задачи; открытие «Сибирского Молла» несколько раз переносилось. Летом 2008 года ТЦ открылся со значительным процентом пустующих площадей, не востребованных до сих пор.
Некоторые из пустых магазинов в «Сибирском Молле» до сих пор оклеены бумагой с логотипами несостоявшихся арендаторов: Mango, New Yorker и других.
«На сегодняшний день мы не планируем открытие магазина в «Сибирском Молле», потому что торговый центр не развивается. Такое решение было принято еще год назад, — говорит Ирина Прыгина, мерчендайзер Mango в Новосибирске. — Сейчас компания подыскивает под второй магазин марки в городе другие площади, отвечающие требованиям испанцев». Бренд же New Yorker, который должен был занять 1000 квадратных метров под двухэтажный супермаркет недорогой одежды, в Новосибирск так и не пришел.
«Неуспех «Сибирского Молла» связан с тем, что в нем практически не работает или не работал до настоящего времени ни один якорный арендатор. Главные потоки должны были создаваться супермаркетом и кинотеатром», — комментирует управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков.
Один из двух якорных арендаторов — супермаркет «Мосмарт» в «Молле» имеет свою, вполне драматичную историю: магазин то работал с полупустыми полками, то не работал вообще, то судился с арендодателем из-за задолженности по арендной плате (сейчас «Мосмарт» восстанавливает работу). Открытие же второго «якоря» — развлекательной зоны (боулинг и восьмизальный кинотеатр) должно было состояться осенью 2008 года. С того времени потенциальный кинотеатр успел сменить арендатора — инициативу свернувшей планы экспансии в Новосибирск сети «Киноплекс» перехватил бренд «Кино Сити». Открытие «Кино Сити» планировалось на декабрь прошлого года, но перенеслось на февраль.
По иронии судьбы месяц задержки пришелся на пик проката второго по успешности в истории кино «Аватара», — фильма, привлекшего в новосибирские кинотеатры рекордное количество посетителей, которых так не хватает арендаторам «Молла» сейчас.
«Конечно, мы недовольны трафиком, — признается Светлана Вистунова, директор розничной торговли компании Depo. — Сам по себе торговый центр неплохой и расположен неплохо… на мой взгляд, на ноги им помешал встать наступивший кризис. Сейчас мы возлагаем надежды на открытие кинотеатра».
«Ресторан «Печки-Лавочки» в «Сибирском Молле» работает на грани убыточности, — говорит Илья Серов, директор управляющей компании «Фудмастер». — Дело в том, что магазинам проще сняться с места и уйти — а у нас вложено 13 миллионов в помещение и уходить просто жалко. Собственники идут нам навстречу и арендная плата в «Молле» раза в два ниже, чем, скажем, в центре города. Но пока мы там работаем «в ноль». Когда мы только открылись в «Молле», дела шли гораздо веселее. Проблемы начались, когда были окончательно сорваны сроки по открытию кинотеатра и прочих развлечений».
Помимо якорных арендаторов достаточно ощутимой потерей для привлечения покупателей в «Сибирский Молл» господин Дьячков называет уход летом прошлого года Kiabi — супермаркета недорогой одежды для всей семьи — и нынешнее бегство «Белого ветра Цифрового».
Управляющий «Ройял Парка» Владимир Кузнецов отказался комментировать состояние «Сибирского Молла», доброжелательно добавив, что торгово-развлекательными центрами город еще не насыщен, фаза острой конкуренции не наступила и «места хватит всем». «Город-миллионник насыщается двумя-тремя крупными торгово-развлекательными центрами, — возражает Сергей Дьячков. — И насыщение по сути дела наступило уже два года назад, еще до острой фазы кризиса. У «Сибирского Молла» оставалось уже не очень много возможностей привлечь арендаторов даже на растущем рынке».
«Сам торговый центр удачно расположен, но из-за кризиса он не успел заполниться до конца, и концепция оказалась смазанной, — комментирует Федор Голованов, руководитель аналитического центра «Сибакадемстрой Недвижимость». — Уверен, он будет постепенно оживать с нормализацией ситуации в экономике». «Я думаю, когда заработает кинотеатр, наладится и операционная рентабельность, — прогнозирует господин Дьячков. — А вот возврат инвестиций растянется лет на 15. С массой иллюзий, которая основывалась на том, что рынок будет расти бесконечно, им, конечно, пришлось расстаться».