По данным опроса рекрутинговой компании Antal Russia, в тройку самых важных составляющих соцпакета для специалистов и менеджеров среднего и высшего звена вошли: медицинское страхование (важно для 48% опрошенных); страхование от несчастных случаев (важно для 19% менеджеров); для 17% респондентов очень важным фактором при выборе работодателя является предоставление автомобиля или компенсация расходов на автомобиль.
При этом менеджеры достаточно равнодушно относятся к таким опциям, как бесплатная (или предоставляемая со скидкой) продукция, выпускаемая работодателем, корпоративный транспорт, доставляющий к не очень удобно расположенному месту работы, а также частичная оплата отдыха.
Кроме того, 36% респондентов считают возможность обучаться за счет компании весомым фактором при выборе работодателя, из них 8% подчеркнули, что хотели бы освоить или совершенствовать иностранный язык, а 7% — получить степень MBA. Оплачиваемая мобильная связь важна для 33% опрошенных, а 31% менеджеров ждет от работодателя полной или частичной компенсации затрат на фитнес. В опросе Antal Russia приняли участие более 200 человек, 66% из них работают в иностранных компаниях.
«Первое на чем начали экономить работодатели в период экономического спада стали именно дорогостоящие обучающие программы, тренинги и фитнес, — рассказывает Галина Немченко, партнер Antal Russia. — Компании пересмотрели программы медицинского страхования, а также постарались снизить расходы на мобильную связь и питание. Если раньше западные компании предоставляли корпоративные автомобили исходя из статуса сотрудника, то теперь, как правило, авто в пользование получают только те, кому оно действительно необходимо для работы».
«Это вполне логичные меры, которые помогают компании сохранить стабильность, — добавляет Лилия Маслова, руководитель департамента по работе с розничными сетями и сектором FMCG, рекрутинговой компании Antal Russia. — И кандидаты, которым сейчас работодатели не могут предложить такие же щедрые соц.пакеты, как в докризисный период, с пониманием относятся к этому. Если раньше даже класс предоставляемого корпоративного автомобиля мог стать камнем преткновения в переговорах с работодателем, то теперь, как правило, переход в другую компанию рассматривается не как возможность получить более высокую зарплату и разнообразные бенефиты, а, в первую очередь, как стратегический шаг в развитии карьеры».
Российские компании никогда не отличались разнообразием социальных льгот, и восполняли этот недостаток более высокими зарплатами и бонусами, но для западных компаний соц.пакет остается неотъемлемой частью компенсации для сотрудников и является показателем уровня компании.
«Менеджерам среднего и высшего звена по-прежнему важно знать, что компания их ценит, заботится о них и развивает, — рассказывает Галина Немченко. – Именно поэтому почти треть опрошенных нами людей считает важной такую не самую необходимую опцию, как компенсация расходов на фитнес. Компании, сохранившие устойчивые позиции, продолжают тратить деньги на обучение сотрудников, в особенности на тех, от кого напрямую зависит прибыль компании, к примеру, менеджеров по продажам».
Известные своим разнообразием социальные пакеты для высокопоставленных иностранных менеджеров, в основном, пересмотрены не были, однако многие компании постарались оптимизировать количество дорогостоящих экспатов.
«Пакеты иностранных менеджеров топ уровня, как правило, включают компенсацию затрат на жилье, обучение детей в престижных школах и детских садах, корпоративный автомобиль с водителем, регулярные перелеты на родину, обширные страховые программы, иногда компания даже готова покрывать расходы супруги менеджера-иностранца, — рассказывает Лилия Маслова. – Однако сейчас компании склонны привлекать к управлению российских менеджеров, успевших перенять ценный опыт у зарубежных коллег».