Зачем розничная сеть «Мобилочка» сменила логотип, фирменный стиль и бизнес-модель. Компания ищет новых клиентов и новые доходы за пределами застойного сотового рынка
Разрыв шаблона
Однажды я наблюдал поразительную картину. В аэропорту «Борисполь» в очереди на контроль на безопасность стоял парень чисто африканской внешности. Он был настолько аутентичен, что не возникало ни малейших сомнений в его глубоко иностранном происхождении. В какой-то момент у парня зазвонил телефон, он снял трубку… и заговорил на чистом украинском языке! Поверьте, у всех, кто находился в очереди, случился разрыв шаблона.
Та же история с «Мобилочкой». От бренда ожидают определенного поведения. И убедить, что ты другой, можно лишь явно показав преобразования.
В связи с этим разработан и внедряется новый образ бренда: обновленный логотип, стилистика коммуникаций. «Мобилочка» обновилась внутри и начала обновляться снаружи: в рекламе, вывесках и т. п. С точки зрения дизайна «Мобилочка» стала кнопкой приложения в смартфоне.
Рынок мобильных телефонов в Украине не растет уже два года подряд. При этом происходит устойчивое перераспределение в пользу смартфонов. В настоящий момент доля «умных аппаратов» в обороте перевалила за 50%. Еще немного, и начнется бум замены малофункциональных телефонов на мини-компьютеры – смартфоны и планшеты.
2013 г. при условии отсутствия шоковой терапии в экономике принесет долгожданный рост рынка. Но это будет сегментированный рост. Выиграют те, кто научится качественно продавать сложные устройства.
Интернет – двигатель торговли
Под влиянием Всемирной паутины меняется и бизнес-модель торговли. Интернет-торговля вытесняет традиционные формы продаж огромными темпами. В первой половине 2012 г. свыше 15% мобильных телефонов в Украине продались через интернет.
Мы увидели для себя возможность в расширении ассортимента без наращивания полочного пространства.
Телефон стоимостью 5000 грн. невыгодно держать на витрине в маленьком населенном пункте. Там он продается раз в год, морально стареет, цена на него снижается, а оборотные средства оказываются надолго замороженными в товаре. Интернет позволяет держать на полке такой товар «вирутально». Выгодно всем: клиенту не нужно выезжать за покупкой в «большой город», ритейлеру – держать рисковые товарные позиции.
Еще один момент – проникновение интернета в Украине едва превышает 50%. Фактически, на растущем рынке больше половины населения (а в регионах гораздо больше) не имеют доступа к каналу продаж с привлекательной ценой. Мы дадим им этот доступ через электронные терминалы, первые из них уже появились в октябре. Присутствие в 147 городах позволяет нам обеспечить серьезный охват «оффлайновой» аудитории.
Есть за что бороться
Очень быстро стало понятно, что за пределами столицы существует огромный неудовлетворенный спрос на дистанционные заказы товаров в совершенно разных продуктовых категориях. По данным GfK, рынок бытовой техники все еще растет, и в 2012 г. его объем превысит 37 млрд грн. Для сравнения: рынок мобильных телефонов – только около 8 млрд грн. Отсюда и наше желание заняться продажей бытовой техники.
Каждое домохозяйство хотя бы раз в год покупает бытовую технику и электронику. Это значит, примерно один из 10-12 посетителей «Мобилочки» на данном этапе планирует приобрести технику. Один заказ в месяц на магазин в случае нашей сети позволит получить оборот около 1 млн грн. За счет повышения качества сервиса и маркетинга поток заказов можно нарастить до пяти в день, а это уже свыше 100 млн. грн. на всю сеть.
Даже такой простой расчет показывает привлекательность затеи. Кроме того, в Росси и Европе есть успешные «бенчмарки», которые в полной мере подтверждают реалистичность наших ожиданий.