С 1 января этого года X5 Retail Group вновь воссоздает расформированный весной 2014 года Приволжский дивизион. Об этом стало известно "Реальному времени" из собственных источников внутри компании. Подразделение ретейлера будет курировать работу всех магазинов "Пятерочка" в Татарстане, Башкирии и Удмуртии — всего около 400 торговых точек сети.

Время собирать дивизионы

С 1 января этого года X5 Retail Group вновь воссоздает расформированный весной 2014 года Приволжский дивизион. Об этом стало известно "Реальному времени" из собственных источников внутри компании. По словам источника, филиал будет курировать все магазины "Пятерочка" в Татарстане, Башкирии и Удмуртии. В зоне ответственности филиала будет около или чуть более 400 магазинов "Пятерочка".

Что интересно, именно два года назад Приволжский дивизион был расформирован. Правда, тогда представители Х5 Retail Group не смогли назвать причину, по которой казанский дивизион был ликвидирован, а Казань переподчинена Самаре, то есть Волжскому филиалу.

В Приволжском филиале (Татарстан, Удмуртия и Башкирия) на конец 2013 года насчитывалось 240 дискаунтеров, 18 супермаркетов и восемь гипермаркетов. Тогда магазины в регионах — Татарстан, Удмуртия и Башкирия — были переданы в Волжский и Уральский филиалы.

Так, Удмуртия и Башкортостан вошли в Уральский дивизион, а Татарстан — в Волжский. К расширенному Волжскому филиалу, помимо Самарской, Оренбургской, Пензенской, Ульяновской областей и РТ, добавился Волгоград.

Весной 2014 года заместитель директора Волжского филиала по взаимодействию с органами государственной власти и СМИ Х5 Retail Group Алексей Сорокин заявил на встрече с журналистами, что это было сделано в рамках стратегии развития. "Расформирование структуры было сделано для эффективной реализации стратегии", — сказал он. В чем же заключалась стратегия, так озвучено и не было. В итоге в каждом регионе появился свой директор – директор кластера. Обычно в каждом кластере по 60-70 магазинов. В Татарстане руководителем кластера стал Анатолий Демидов. Его даже, по слухам, рассматривали в числе кандидатур на должность руководителя воссоздаваемого дивизиона. Но в итоге выбор пал на "варяга" – Эмиля Багирова.

Коллективу в Казани воссоздание дивизиона объяснили тем, что управлять таким количеством магазинов и регионов из Самары было сложно, поэтому принято такое решение.

Плюс часть "Марийки"

Алексей Сорокин, заместитель директора Волжского филиала по связям с органами государственной власти и СМИ X5 Retail Group, подтвердил корреспонденту "Реального времени", что в Казани возрождают новое старое подразделение.

"С 1 января 2016 года в торговой сети "Пятерочка" компании X5 Retail Group начал работать Приволжский дивизион с центром в г. Казань. Приволжский дивизион был создан на базе Волжского дивизиона торговой сети "Пятерочка". В зону ответственности Приволжского дивизиона вошли территории Республики Татарстан, Республики Башкортостан, Удмуртской республики и часть Республики Марий Эл. Волжский дивизион продолжает работу на территориях Самарской, Оренбургской, Пензенской, Ульяновской областей, к которым с 1.01.16 г. добавилась Саратовская область. Необходимость создания нового дивизиона обусловлена активным ростом количества магазинов ТС "Пятерочка" во всех регионах присутствия, необходимостью поддержания растущей динамики развития. Директором Приволжского дивизиона стал Эмиль Багиров, ранее работавший операционным директором в Волжском дивизионе компании".

Следует добавить: как стало известно "Реальному времени" из своих источников, Приволжский дивизион будет курировать исключительно магазины "Пятерочки". Форматы гипермаркета "Карусель" и супермаркетов "Перекресток" курируются из центрального офиса в Москве.

В то же время в конце декабря X5 Retail Group отрапортовала об увеличении присутствия сети "Пятерочка" в Татарстане до сотни магазинов. Всего в 2015 году компания запустит в республике 51 "Пятерочку", в том числе 13 магазинов — в оставшиеся дни декабря. "В 2016 году здесь заработают еще 65 универсамов "Пятерочка". Для поддержания высоких темпов роста в 2016 году мы запланировали открытие нового распределительного центра в Казани", — говорится в сообщении. Кроме того, в 2017 году начнет функционировать и строящийся в Набережных Челнах распредцентр площадью 20 тыс. кв. м.

Жить во время больших перемен

Отметим, реформы в Х5 — что в 2014-м, что сейчас, — совпали со сменами управляющих команд. Так, после ухода из Х5 Льва Хасиса пришел новый руководитель — Стефан Дюшарм. Выходец из банковской сферы, он в начале нулевых курировал пивоваренный бизнес SUN Interbrew. Его в наблюдательный совет X5 пригласил в 2008 году Михаил Фридман, владелец "Альфа-групп" (крупный акционер ретейл-империи). Считается, что за 3 года работы он перестроил модель управления X5, отдав часть полномочий руководителям подразделений, обновил ценностные предложения торговых сетей, увеличил темпы прироста новых торговых площадей. Из явных изменений, видных простому потребителю, — появление обновленных "Пятерочек" и "Перекрестков".

И вот Дюшарм покинул должность управляющего группы в ноябре 2015 года, став главой наблюдательного совета Х5 Retail Group. Вместо него акционеры X5 Retail Group утвердили Игоря Шехтермана главным исполнительным директором и членом правления.

Напомним, что смена команд в столице аукалась в регионах. Так, расформированный Приволжский дивизион в 2014 году покинул Радик Ибрагимов, известный топ-менеджер, развивавший с середины нулевых сеть Х5 в Татарстане. По иронии судьбы, после ухода он оказался в команде основателя "Пятерочки" и бывшего акционера Х5 Андрея Рогачева. Ибрагимов в Татарстане запустил федеральную сеть продуктовых дискаунтеров "Верный". Судя по данным сайта компании, сейчас ретейлер представлен в Казани 17 магазинами. Правда, по словам брокеров, динамично стартовавший проект сейчас пока приостановил рассмотрение предложений по аренде новых площадей и даже судится с одним из казанских арендодателей. Впрочем, другой участник рынка недвижимости отрицает это.


"Больше свободы, экономического суверенитета"

Наталья Колупаева, старший аналитик "Райффайзенбанка" по сектору потребительских товаров и ретейла:

Сейчас X5 находится в фазе более активного роста, то есть ускорения темпов открытия магазинов. Проанализировав новую макроэкономическую ситуацию, свое конкурентное положение на рынке, финансовые возможности, компания приняла решение о том, чтобы внести некоторые изменения в свою организационную структуру, в том числе вернуть этот филиал. Это не значит, что планы развития компании изменились кардинально. В 2014 году компания делала фокус на перезапуск формата "Пятерочка", но тогда речь не шла об ускорении темпов открытия магазинов. Наверное, сейчас они хотят дать большую свободу в управлении региональным управленцам. Увеличение числа административного персонала означает рост операционных издержек, но в случае если новая структура приведет к росту эффективности принятия решений и их реализации, позволит быстрее понимать изменение ситуации на рынке, быстрее адаптировать ценовую политику, это в результате может дать возможность быстрее решать на местах задачи, связанные с логистикой, с работой с поставщиками. В целом компания улучшает свои позиции на рынке, но это в определенной степени эффект более слабой базы прошлых лет и положительных изменений от проведенного переформатирования "Пятерочки", изменения ценовой политики и ассортиментной матрицы.

Марат Ибрагимов, старший аналитик потребительского сектора финансовой группы "БКС":

Наверное, это связано с ростом бизнеса и с пониманием важности этого региона. Вообще, в случае когда бизнес большой, управление лучше децентрализовать, — это идеология бывшего гендиректора Стефана Дюшарма. Такие решения принимаются исходя не из текущего, а будущего числа магазинов. Думаю, что для X5 это стратегически важные регионы, и принятое решение подтверждает эту мысль.

Елизавета Лебедева, аналитик инвестиционной группы "Атон":

Компания Х5 активно развивается, поддерживает высокие темпы открытия магазинов, и очевидно, что Приволжский регион играет все большую роль в бизнесе компании, поэтому логично выделить его в отдельный дивизион, чтобы централизованно управлять развитием. Количество магазинов в таком филиале будет зависеть от того, насколько рынок позволит компании укрепить свои позиции. Однако, учитывая тяжелое положение небольших сетей и локальных игроков, потенциал роста в этом регионе у Х5 остается. У Х5 неплохие позиции в регионе, однако она уступает по количеству магазинов лидеру российского ретейла "Магниту". Если компания намерена сосредоточить усилия на этом дивизионе, то, возможно, она будет стараться составить конкуренцию "Магниту". 

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar