Сетевые магазины «Океан», торгующие исключительно морепродуктами, должны открыться к лету, заявил в пятницу руководитель Федерального агентства по рыболовству Андрей Крайний. Как стало известно “Ъ”, возможность управления подобной сетью рассматривает X5 Retail Group (сети «Перекресток», «Пятерочка» и др.). С учетом арендных льгот и специальной системы доставки цены в «Океанах» должны быть минимум на 30% дешевле, чем в неспециализированной рознице.
С инициативой возродить торгующие исключительно рыбой и морепродуктами магазины «Океан» Федеральное агентство по рыболовству (Росрыболовство) выступило еще в январе. По замыслу ведомства власти регионов должны предоставить под магазины «Океан» помещения площадью 200–400 кв. м с минимальной арендной ставкой, за это управляющие магазинами компании должны продавать продукцию по социально ориентированным ценам — на 30–50% ниже, чем в обычной рознице. «“Океаны“ станут местом, где производитель и потребитель встретятся без посредников»,— пояснил идею руководитель Росрыболовства Андрей Крайний. Если, по его словам, цены в таком магазине не будут отличаться от обычных, то власти откажут такой точке в льготах по аренде.
Первые «Океаны» должны появиться в конце весны этого года, рассчитывают в Росрыболовстве. На следующей неделе будет окончательно готова концепция таких магазинов, пообещал господин Крайний в пятницу. Открытие «Океанов» уже обсуждалось с властями Москвы и Петербурга, а также таких прибрежных регионов, как Астрахань, Мурманск, Архангельск. Управлять магазинами будет частный бизнес, уточнил глава Росрыболовства. По его словам, интерес к возрождению «Океана» уже проявил один из российских ритейлеров. Название компании, с которой обсуждалась эта идея, господин Крайний не сообщил. Источник, знакомый с планами Росрыболовства, утверждает, что речь идет о X5 Retail Group.
Гендиректор Х5 Retail Group Лев Хасис подтвердил “Ъ”, что его компания встречалась с руководством Росрыболовства. По его словам, X5 интересно развитие подобного проекта. «Мы могли бы передать под “Океаны” по одному региональному магазину “Перекресток” и несколько в Москве. Это один из обсуждавшихся вариантов»,— отметил он. Еще один вариант, по словам господина Хасиса,— взять в управление магазины на площадях Росрыболовства. И хотя, как уточнил менеджер, X5 готова к сотрудничеству, есть нюансы: в частности, если ведомство не сможет выстроить устойчивую систему доставки рыбы, то проект развивать невозможно. «Сейчас такой системы нет»,— отметил бизнесмен.
Ранее Росрыболовство уже озвучивало планы по строительству к 2010 году в подмосковной Лобне оптового рыбного рынка площадью более 100 тыс. кв. м. Инвестиции в проект, который должен стать крупнейшим подобным рынком в стране (планируемый ежегодный объем продаж — 300–350 тыс. т морепродуктов), оцениваются в 1,2 млрд руб.
«Концептуально специализированные магазины в России открывать рано: основное потребление рыбы сейчас происходит в сегменте “супермаркет”, и хотя ассортиментная линейка очень мала, ее достаточно. Мне сложно представить, чем будут заполнены “Океаны”, кроме как консервированным минтаем»,— рассуждает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. «Нам вряд ли будет интересен такой проект»,— заявил “Ъ” вице-президент сети «Дикси» Федор Рыбасов.
Потребление рыбных продуктов на душу населения в России, по данным Росрыболовства, в 2007 году составило 12,8 кг в год. Аналогичный показатель для США — 22,6 кг, для Китая — 25,7 кг, для Норвегии — 47,4 кг, для Японии — 64,7 кг.