Один из крупнейших российских продовольственных ритейлеров — X5 Retail Group, которую в Новосибирске представляла по франшизе компания братьев Насоленко "Новые торговые системы" (НТС), самостоятельно заходит в Новосибирск. Х5 займет все магазины недавно ушедшей с новосибирского рынка московской компании "Авоська" и подыскивает еще несколько торговых помещений формата стрит-ритейл. По мнению аналитиков, влияние федерального ритейла на местный рынок в ближайшие годы будет усиливаться.

Х5 Retail Group (управляет торговыми сетями под брендами "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель") заключила договор долгосрочной аренды площадей для размещения в Новосибирске первых собственных магазинов. Об этом "Ъ" сообщили в пресс-службе Х5 Retail Group. Всего компания арендовала 12 объектов совокупной торговой площадью 6,6 тыс. кв. м.

Ранее там располагались магазины московской торговой сети "Авоська", недавно закрытые и исключенные из опубликованного на сайте компании перечня универсамов. Прокомментировать такое решение в "Авоське" не смогли. Причиной закрытия магазинов компании могла стать непростая финансовая ситуация, считают эксперты. По данным базы Kartoteka.ru, в 2014 году выручка новосибирского ООО "Авоська" составила 785 млн руб., прибыль — 6,5 млн руб. "Несмотря на то что "Авоська" была прибыльной, ее маржа на уровне чистой прибыли была явно в несколько раз ниже среднеотраслевых показателей. Можно предположить, что рентабельность собственного капитала компании очень низка и ее владельцам выгоднее избавиться от актива",— считает финансовый аналитик ГК "Финам" Тимур Нигматуллин.

"Арендное соглашение в Новосибирске соответствует основной тенденции, которую ранее уже фиксировала Х5, а также многие эксперты рынка: владельцы помещений, ранее развивавшие свои торговые сети, постепенно уходят с рынка, предпочитая переквалифицироваться в рантье. По аналогичной модели — долгосрочной аренды — Х5 в конце 2015 года вышла в Республику Коми, заняв площади прекратившей бизнес торговой сети "Ассорти"",— отмечают в Х5.

Исполнительный директор Х5 Игорь Шехтерман в минувший вторник сообщил журналистам, что помимо "нескольких десятков" магазинов в Новосибирске уже летом компания планирует открыть в Новосибирской области распределительный центр.

Как писал "Коммерсантъ", Х5 по итогам 2015 года за счет скупки региональных игроков продемонстрировала лучший за свою историю показатель прироста торговой площади, увеличив ее на 760,9 тыс. кв. м (+29,6%), до 3,33 млн кв. м.

Реконструкция на всех новосибирских объектах уже начата и будет завершена в течение ближайших двух месяцев, уточнили в Х5 Retail Group. Затем по всем 12 адресам расположатся "магазины у дома" под брендом "Пятерочка". Планируется, что до конца 2016 года размер сети "Пятерочка" в Новосибирске достигнет примерно 30 магазинов. В частности, Х5 Retail Group вела переговоры об аренде ряда объектов торгового холдинга "Сибирский гигант", но, как рассказал "Коммерсанту" совладелец и руководитель департамента по строительству холдинга Александр Манцуров, "договориться об условиях не удалось". Крупный новосибирский девелопер Дмитрий Башмаков подтвердил "Коммерсанту", что X5 ведет переговоры с его компаниями об аренде трех торговых помещений площадью от 600 кв. м в спальных районах Новосибирска с хорошим трафиком, ставка аренды — 1,2–1,3 тыс. руб. за 1 кв. м.

Напомним, ранее сети "Пятерочка" и "Патерсон" развивала по франшизе компания "Новые торговые системы" (НТС, совладельцы на паритетных началах — Виталий и Евгений Насоленко и Александр Слободчиков), сотрудничество завершилось в ноябре 2010 года: по некоторым данным, стороны не договорились о размере роялти. "Наш опыт работы с Х5 был положительным, и ее самостоятельный приход на новосибирский рынок можно только приветствовать",— заметил вчера "Коммерсанту" Виталий Насоленко.

Х5 уже пыталась купить новосибирскую сеть "Холидей классик". На начальном этапе речь шла о приобретении 51% акций "Холидея" с опцией увеличения доли до 100%. В мае 2012 года владельцы двух компаний вроде бы согласовали сделку на $300 млн, однако уже в июле она сорвалась из-за ухода главы Х5 Андрея Гусева. Как сообщил вчера "Коммерсанту" со­владелец "Холидея" Николай Скороходов, в настоящее время его компания не ведет переговоров с Х5.

"Сейчас Х5 не очень заинтересована в приобретении розничных сетей, так как собственники торговой недвижимости, в том числе имеющие собственные розничные сети, охотно заключают договоры аренды именно с Х5, которая демонстрирует существенно более высокие продажи с квадратного метра площади и является более привлекательным арендатором",— говорит гендиректор Infoline Михаил Бурмистров. По его оценке, средние продажи сети "Авоська" с 1 кв. м торговой площади не превышали 120 тыс. руб. (без НДС), в то время как аналогичный показатель сети "Пятерочка" примерно в 2–2,5 раза выше — более 300 тыс. руб. Средняя торговая площадь магазинов "Пятерочка" — около 400 кв. м. По оценке Михаила Бурмистрова, объем инвестиций в открытие магазина X5 на арендованных площадях составляет от 20 млн руб.

По данным Infoline, крупнейший продуктовый ритейлер Новосибирска — "Холидей" с выручкой в 2015 году 16,3 млрд руб., на втором месте "Лента" (13,9 млрд руб.), на третьем — НТС (12,2 млрд руб.). Годом ранее "Лента" с НТС делили третье место на рынке продуктового ритейла по выручке, а на второй строчке рейтинга был "Сибирский гигант" (12 млрд руб.).

По мнению Тимура Нигматуллина, в ближайшие годы влияние федеральных сетей на местный рынок FMCG (потребительские товары) будет только усиливаться. "Уйдут местные небольшие торговые сети и отдельные магазины, а их место займет федеральный ритейл. На этом фоне произойдет усиление ценовой конкуренции, хотя территориальную экспансию будет ограничивать закон о торговле: конкретный ритейлер не сможет все застроить своими магазинами и поднять цены на фоне отсутствия конкуренции",— прогнозирует аналитик.

0 0 vote
Article Rating
История-945х235
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments