Крупнейший российский ритейлер Х5 Retail Group переформатирует свои гипермаркеты "Карусель" — их площадь не должна будет превышать 4,5 тыс. кв. м. Но почти половина "Каруселей" гораздо больше, лишние помещения поступят в аренду. До сих пор они использовались неэффективно: по продажам с квадратного метра X5 отстает от конкурентов.

Сейчас под управлением Х5 Retail Group находится 78 гипермаркетов "Карусель", все они разные по площади — от 3,5 тыс. до 10 тыс. кв. м. Х5 решила перевести все объекты под единый формат — 3,5-4,5 тыс. кв. м, сократив площади крупных магазинов, рассказал "Ъ" гендиректор Х5 Андрей Гусев. Освободившиеся в результате перестройки помещения будут сданы в аренду сторонним компаниям, добавил он.

Всего могут быть "урезаны" 32 гипермаркета: шесть из них занимают сейчас примерно по 10 тыс. кв. м, остальные — 6-8 тыс. кв. м. Таким образом, под аренду высвободится 72-156 тыс. кв. м. Общая площадь всех гипермаркетов Х5 на конец 2011 года составляла 371 тыс. кв. м., то есть она может сократиться на 19-42%.

Под сокращение попадет и ассортимент: сейчас в гипермаркетах он составляет 20-40 тыс. позиций. Предполагается, что ассортимент во всех гипермаркетах теперь не превысит 20-25 тыс. наименований, причем за счет сокращения доли непродовольственных товаров — с нынешних 20-30% до 10-15%.

"Гипермаркеты небольшого формата и с меньшим ассортиментом более эффективны с точки зрения выручки с 1 кв. м и маржинальности",— объяснил "Ъ" источник в Х5.

На 31 декабря 2011 года под управлением Х5 Retail Group находилось 3,002 тыс. магазинов "Пятерочка", "Перекресток", "Карусель" и др. Выручка в 2011 году выросла на 32%, до 452,48 млрд руб. ($15,39 млрд). "Альфа-групп" принадлежит 47,86% компании, основателям "Пятерочки" — 19,85%, 32,09% находится в свободном обращении на Лондонской бирже, 0,09% акций принадлежат менеджменту и членам правления, 0,11% — казначейские акции. Капитализация вчера — $5,75 млрд.

Х5 развивает сеть гипермаркетов с 2008 года после покупки за $940 млн. 23 магазинов "Карусель" у основателя "Пятерочки" Андрея Рогачева. Но до сих пор компания лучше всего управляет дискаунтерами, отмечает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. В 2009 году Х5 даже рассматривала возможность продать непривычный для себя формат больших магазинов, рассказывали "Ъ" участники рынка: предложение, например, получал "Седьмой континент". Сейчас о продаже речи не идет, заверил Андрей Гусев.

По итогам 2011 года выручка сопоставимых гипермаркетов Х5 не выросла. В четвертом квартале и вовсе было падение продаж на 6%: по данным UBS, снижение продаж в октябре—декабре на 9% зафиксировано в Санкт-Петербурге и регионах, выручка московских гипермаркетов просто не росла. В Петербурге покупательский поток у "Каруселей" за этот период упал на 10%, в регионах — на 9%, в Москве — на 3%. Средний чек в гипермаркетах вырос на 3% по итогам всего года.

Слабые результаты привели фактически к приостановке развития формата: в 2011 году Х5 не открывала новых гипермаркетов. Но в ноябре Х5 усилила команду по развитию "Каруселей" — директором сети был назначен бывший топ-менеджер чешской Kaufland и немецкой Rewe Group Ян Фукс.

Пока гипермаркеты Х5 имеют самый низкий в отрасли уровень продаж с 1 кв. м — всего $6,4 тыс. Для сравнения, "Ашан" наторговывает $18 тыс., "О’кей" — $11 тыс., гипермаркеты "Магнита" — $7,4 тыс. (см. таблицу). Урезав гипермаркеты, Х5 может повысить продажи на 10-12%, до примерно $7,2 тыс. с 1 кв. м, считает господин Кривошапко. Но чтобы не потерять рентабельность, которую Х5 имела на освобождающихся площадях, нужно получить арендную ставку не меньше $450 за 1 кв. м, рассуждает он. "Х5 нужно искать арендаторов на площади 1,2-3,5 тыс. кв. м, а такие большие площади так дорого не арендуются",— сомневается эксперт. Аренда площадок до 200 кв. м может стоить $300-1500 за 1 кв. м в год в зависимости от региона, крупных площадей — $100-300 за 1 кв. м, отмечает директор отдела торговой недвижимости Cushman&Wakefield Михаил Свердлов.

Крупнейшие операторы гипермаркетов в России*
 
  Ритейлер (страна) Бренд гипермаркетов Общее число
гипермаркетов
Общая площадь
гипермаркета,
тыс. кв. м
Выручка с 1
кв. м торговой
площади, тыс.
$
Ассортимент,
тыс. SKU
1 Auchan Group (Франция) Ашан, Ашан-Сити,
Радуга
49 15-16 18,0 45
2 O`Key Group S.A. (Россия) О`кей 42 10 11,0 35
3 ООО Лента (Россия) Лента 42 10 10,4 18
4 ОАО Магнит (Россия) Магнит 93 7 7,4 14
5 Х5 Retail Group (Россия) Карусель 77 3,5-10 6,4 20-40
6 Metro Group (Германия) Metro Cash & Carry, Real 79 9-14 н/д 35
*На конец 2011 года. Проранжированы по выручке с 1 кв. м торговой площади.

Источник: данные компаний и оценки аналитиков. 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments