В России у крупнейшей в мире розничной сети нет магазинов. Тем не менее с периодичностью раз в полгода компания становится предметом обсуждения. На днях история Walmart в России вышла на новый виток.
Рынок коммерческой недвижимости оживился под воздействием нового фактора: Walmart рассматривает очередной вариант выхода в Россию. Если ранее речь шла преимущественно о приобретении существующих сетей и строительстве собственных магазинов, то теперь можно говорить об интересе оператора к покупке помещений в формате стрит-ритейл. По словам представителя «Группы ПИК» Дмитрия Ивлиева, руководство Walmart и ПИК еще осенью 2009 года начало переговоры о возможности сотрудничества. «Обычная, ни к чему не обязывающая встреча. Никаких решений по ее итогам принято не было», – пояснил «Ф.» Дмитрий Ивлиев. В Walmart пока также не спешат признаваться в желании самостоятельно развивать в России «магазины у дома». Директор по корпоративным отношениям компании в России и Восточной Европе Константин Дубинин отказался комментировать информацию о переговорах с руководством ПИК. «Мы проводим различные встречи, подбирая наиболее подходящую модель развития в России. По-прежнему рассматриваем все варианты – от сделок M&A до строительства с нуля», – говорит Константин Дубинин.
Заработать на масштабе. По мнению аналитика Deutsche Bank Юлии Гордеевой, в переговорах между ПИК и Walmart речь могла идти об объектах в Москве и Московской области, находящихся в стадии строительства. По ее оценкам, на этой стадии у ПИК находится не более 30 тыс. кв. метров, пригодных для розницы, но потенциально, в течение 6–10 лет, может быть введено до 300 тыс. кв. метров. «В уже готовых комплексах коммерческие площади невелики и в основном сданы. Объекты ПИК, не находящиеся в Москве и области, Walmart вряд ли привлекают. ПИК заинтересован в том, чтобы продавать недвижимость, а не сдавать в аренду, поэтому, думаю, Walmart приценивался к покупке», – считает Юлия Гордеева. Покупку коммерческой недвижимости у девелоперов и готовых российских сетей эксперты называют «более легким путем», чем строительство собственных торговых комплексов. Но в случае приобретения помещений, американского ритейлера ожидает очевидная сложность: строительный и девелоперский рынок в России фрагментирован и разрознен, например, тот же ПИК занимает лишь 2% рынка. Развиваться с одним партнером в нескольких регионах невозможно, поэтому компании предстоит находить компаньонов едва ли не в каждом из регионов планируемого присутствия. Кроме того, в случае, если стартом для развития Walmart станет Москва, компания, не имевшая возможность «обкатать» бизнес в России, окажется с первых дней на весьма сложном рынке: высококонкурентном, с дорогой недвижимостью, самыми высокими в России зарплатами и транспортными издержками. Правда, взамен ритейлер получит один из самых высоких по стране уровней доходов на душу населения и расходов на питание.
Несмотря на проявленный интерес к девелоперам, делать выводы, что Walmart меняет план экспансии на российский рынок, эксперты остерегаются. Наиболее популярная точка зрения в вопросе о причинах обращения Walmart к «Группе ПИК» заключается в том, что американцы, как было свойственно им на протяжении почти десяти лет присутствия в России, ведут очередные расчеты перспектив развития, в том числе, в жилых домах: оценивают объем, качество и цену предложения. Но некоторые аналитики относятся к идее развития через девелоперов скептически. «Заходить Walmart будет так, чтобы стать лидером рынка в максимально короткие сроки, если не сразу, поскольку достигать хорошей эффективности они умеют на масштабе. На мой взгляд, наиболее правильно для нового игрока, заходящего на новый рынок – именно покупка кого-то из существующих лидеров», – считает аналитик «ТКБ Капитала» Наталья Колупаева. Внимание Walmart к встроенным помещениям объясняется также рыночным трендом. По данным Nielsen ShopperTrends по итогам первого квартала этого года доля тех, кто оставляет большую часть бюджета в гипермаркетах, снизилась с 33% в 2009 году до 26% в 2010-м. И, напротив, увеличилась доля тех, кто делает основные закупки в дискаунтерах – с 26 до 34%. В некоторых регионах, например в Петербурге, дискаунтеры вовсе стали единственным каналом торговли, продемонстрировавшим рост.
10 лет разговоров. Walmart давно заявляет об аппетите к солидному куску пирога российской розничной торговли товарами FMCG (fast moving consumer goods – быстрооборачиваемые товары народного потребления). Еще в 2001 году в России были зарегистрированы торговые марки Walmart и Sam`s Club. В 2004-м о возможном приходе корпорации объявил президент Американской торговой палаты в России Эндрю Сомерс, а в 2005-м гендиректор Walmart Stores Ли Скотт подтвердил информацию The Financial Times. И с тех пор продолжает присматриваться к перспективному рынку. До последнего времени обсуждались два основных варианта развития: через покупку местной сети или самостоятельное строительство. Для поиска участков под собственные торговые центры приглашалось агентство Penny Lane Realty, однако вскоре заказ был отменен. За последние два года Walmart делал предложения о покупке минимум двум российским компаниям: «Ленте» и «Копейке» и с еще одной – «О’кей» – вел предварительные переговоры. Как заявил общественности в мае директор по международным операциям Walmart Дуг Макмиллон, компании так и не удалось договориться о цене поглощений с потенциальными продавцами российских торговых сетей. Но, спустя несколько дней после этого заявления, источники в банковских кругах стали говорить о том, что Walmart вновь вступила в переговоры с «Лентой», называлось даже имя нанятого для переговоров консультанта – Credit Suisse.
Почти за 10 лет, пока Walmart преумножает свои знания о российском ритейле, немецкая Metro Group и французская Auchan сумели войти в топ-5 российских сетей за счет органического роста. Правда, второй по величине мировой ритейлер, решивший самостоятельно строить и арендовать торговые площади в России – Carrefour – не смог продержаться здесь и года, продав свои магазины. В компании исчезновение интереса к России объяснили «отсутствием перспектив для серьезного роста и возможностей приобретения активов в среднесрочной и долгосрочной перспективе». По мнению экспертов, у Walmart еще есть время для раздумий. По словам Натальи Смирновой, аналитика потребительского сектора Deutsche Bank, российский розничный рынок еще находится в стадии формирования, 10 крупнейших сетей по торговле продовольствием суммарно занимают только 17% рынка. Согласно исследованиям Nielsen топ-10 российских розничных операторов (X5 Retail Group, Auchan, «Дикси», «Копейка», «Лента», «Мария-Ра», «Монетка», О’кей, «Седьмой континент», «Магнит») по итогам первого квартала 2010 года занимали 26,6% рынка. Для сравнения: по данным того же Nielsen в Швейцарии более 95% рынка контролируется тремя розничными сетями, в Швеции топ-3 держит 90% рынка, в Великобритании – около 65%, в Германии – 60%, в России – около 16%, что примерно соответствует уровню концентрации в Марокко или Бахрейне.
По мнению руководителя подразделения по работе с розничными сетями Nielsen Дениса Ширикова, в ближайшее время российский розничный рынок будет развиваться путем слияний и поглощений преимущественно между российскими игроками. Объясняет он это тем, что хорошие темпы роста розничной торговли позволят владельцам российских сетей сохранять заинтересованность в самостоятельном развитии. Но не все единодушны в своих прогнозах по этому вопросу: в тринадцатом ежегодном аналитическом отчете Deloitte Touche Tohmatsu «Мировой сектор розничной торговли», опубликованном весной, аналитики заключают, что «модернизация розничной торговли, скорее всего, продолжится, и будет приветствоваться приход иностранных инвесторов».