Когда компания Wal-Mart ушла с пустыми руками из России в декабре, спустя восемь лет после начала изучения этого рынка и три года спустя после открытия московского офиса, казалось, что крупнейший в мире магазин розничной торговли столкнулся с развивающимся рынком, который он не смог разгадать.
Теперь, всего десять месяцев спустя, компания разработала предварительный план по возвращению, наняв одну из ключевых фигур российской розничной торговли с тем, чтобы помочь наладить работу департамента развивающихся рынков.
Бывший глава Х5, крупнейшей по продажам компании розничной торговли в России Лев Хасис начал работать на должности старшего вице-президента Wal-Mart, где будет отвечать за работу компании на развивающихся рынках, например, в Бразилии, Индии и Китае.
В интервью господин Хасис отметил, что его назначение не означает, что компания Wal-Mart поспешит вернуться на российский рынок, но заявил, что компания продолжит внимательно наблюдать за рынком, ожидая правильного момента и правильных приобретений.
«Неважно, выходишь ли ты на рынок первым. Важно выйти в правильный момент. Я уверен, что Wal-Mart рано или поздно выйдет на российский рынок», — сообщил Хасис Financial Times.
Хасис добавил, что американской корпорации будет сложно не обращать внимания на «крупнейший рынок в Европе». Однако и другим иностранным компаниям розничной торговли находить свои рынки в России было нелегко.
Осенью 2009 году французская сеть Carrefour завершила свою работу в России всего лишь четыре месяца спустя после открытия первых двух магазинов, в то время как шведская компания Ikea столкнулась с целой серией коррупционных скандалов и судебных процессов за 11-летнюю историю работы в России, что привело, как сообщается, к замораживанию инвестиций.
Компания «Лента», продуктовая торговая сеть из Санкт-Петербурга , часть которой принадлежит ТПГ «Капитал», стала местом беспорядков с участием полиции прошлым летом в условиях разногласий вопросе руководства в компании. Конфликт, кажется, завершился лишь выкупом ТПГ «Капитал» и партнерами 40% акций, принадлежавших конкуренту.
Торговая сеть «Лента» была одной из двух торговых сетей, в приобретении которых компания Wal-Mart была заинтересована в России.
Вторым интересным объектом для Wal-Mart была дисконтная сеть «Копейка», которая перешла компании Х5 в прошлом декабре, которой тогда еще руководил Хасис. Именно это оказалось финальным ударом, после которого компания объявила о закрытии своего московского офиса.
Назначение Хасиса усилило спекуляции, что Wal-Mart начнет охоту на саму сеть Х5, купив компанию целиком или создав совместное предприятие с зарегистрированным в Лондоне розничным гигантом, главным акционером которого является «Альфа-групп» Михаила Фридмана.
Один аналитик сомневается, что Wal-Mart захочет иметь партнерские отношения с «Альфа-групп», учитывая конфликты, которые возникли между группой и нынешними иностранными партнерами, например, британской ВР и норвежской Telenor.
«Учитывая историю «Альфа-групп» и иностранных партнеров в совместных предприятиях в России, не думаю, что какая-либо международная организация захочет иметь с ними какое-либо партнерское соглашение», — заявил аналитик.
Но он и другие специалисты согласились, что приобретение группы Х5 стоимостью 9,5 миллиарда долларов хорошо впишется в стратегию Wal-Mart по выходу на рынок исключительно при условии, подразумевающем, что компания сразу займет либо первое, либо второе место на этомрынке, что обеспечит ее «необходимым масштабом и необходимой рыночной долей в первый же день», считает Михаил Терентьев, аналитик московской компании «Открытие капитал».
На вопрос о возможном приобретении компанией Wal-Mart сети Х5 Хасис ответил: «Когда придет время компании Wal-Mart думать о российском рынке, у компании будет большой выбор, не только Х5, среди российских и иностранных сетей, оперирующих на российском рынке».
Если Wal-Mart решит вернуться в Россию в течение пяти лет, то компания столкнутся с быстро консолидирующимся рынком, в котором шесть крупнейших игроков спонсируют обширные программы по капиталовложениям с тем, чтобы отхватить больший кусок на рынке.
Главные игроки, Х5 и «Магнит», делят лишь 8% рынка между собой. Это можно сравнить с 30% рынка, которые делят между собой две крупнейшие компании ЮАР, и с 12% рынка в Турции, согласно данным Брейди Мартина (Brady Martin), аналитика Ситибанка в Москве.
В России французская сеть «АШАН» и немецкая Metro Cash &Carry в настоящее время занимают третье и четвертое место соответственно, что является доказательством того, что некоторые иностранные сети могут пробиться в России.
Однако обеим компаниям предстоит жесткое соперничество со стороны местныхрозничных торговцев «О’кей» и «Дикси», которые смогут посвятить все свои ресурсы рынку.
Хасис заявил, что опыт Carrefour в России не означает, что в России существует больше барьеров для иностранных компаний. Французская сеть всего лишь совершила ошибки, считает Хасис, выбрав неудачные места для магазинов и не достигнув хороших договоренностей с поставщиками.
Аналитики отмечают, что Хасис может предоставить компании Wal-mart преимущество в деле и помочь не совершать те ошибки, которые были сделаны предшественниками.
Представитель компании Wal-Mart отказался предоставлять больше информации о том, когда компания собирается возвращаться в Россию, и какую роль будет в этом играть Хасис.
«Я могу лишь поделиться тем, о чем мы говорим с момента закрытия нашего московского офиса: мы верим в потенциал российского рынка и мы продолжим, как делаем на всех рынках стран мира, искать подходящую возможность для выхода на российский рынок», — заявил представитель.