Ульяновская сеть алкогольных супермаркетов "Градус" (около 60 магазинов) несколько месяцев назад запустила проект дискаунтеров "Поллитра". Пока это только один магазин, но в январе ретейлер планирует открыть еще семь точек, рассказала ИД Retailer коммерческий директор "Градуса" Наталья Буйлина. Она подчеркнула, что в компании довольны продажами пилотного магазина, однако озвучить подробные показатели коммерческий директор отказалась.
При этом новые магазины "Поллитра" будут открыты на месте нынешних точек "Градуса" — руководство приняло решение частично ребрендировать сеть. В компании ссылаются на общую экономическую ситуацию и резюмируют: потребители больше заинтересованы в дискаунтерах.
Дискаунтер как предчувствие
"Поллитра" является жестким дискаунтером, площадь магазинов — 60 кв. м, число SKU полностью отвечает формату — 200. Для сравнения, площади "Градус" 60−200 кв. м, ассортимент включает более 1700 SKU. Особенность новых магазинов — минимальные цены, создатели делают ставку на доступность и постоянно мониторят цены у крупнейшего игрока "Красное и белое". В "Поллитре" минимум персонала и выкладка по типу алкогольного склада.
Открытие новой сети-дискаунтера полностью отвечает требованиям экономической ситуации, считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя "ЦИФРРА" Вадим Дробиз. "Переход к дискаунтерам экономически оправдан, да, это некоторый шаг назад, но кризис обещает быть затяжным, ретейлерам приходится приспосабливаться к новым условиям", — говорит эксперт.
Согласен с Вадимом Дробизом и генеральный директор некоммерческого партнерства "Клуб профессионалов алкогольного рынка" Максим Черниговский. "Это один из способов сохранить свою долю на рынке, мы видим тенденцию к открытию дискаунтеров, их будет со временем только больше, рынок стагнирует", — комментирует Максим Черниговский.
Сейчас в Ульяновской области работает несколько игроков рынка алкогольного ретейла — сеть "Красное и белое", "Бристоль", Duty free, "Адонис". Как пояснили ситуацию руководители одной из крупнейших продуктовых сетей Ульяновской области, рынок алкогольной продукции в регионе насыщен: каждый участник имеет свой специфический формат и нацеленность на свою аудиторию.
Сводка по региону
Согласно данным аналитического отдела ИД Retailer, объем розничных продаж алкогольной продукции в Ульяновской области за период январь–сентябрь 2015 г. в сопоставимых ценах вырос на 4%, хотя в целом по России продажи упали на 3,6%.
В алкогольном ретейле Ульяновской области есть свои особенности. В Ульяновской области действуют дополнительные ограничения на торговлю алкоголем: с 2008 г. запрещена продажа спиртных напитков после 20:00, (тогда как по всей России с 22:00), а с 2011 г. в регионе действует запрет на продажу алкоголя крепостью свыше 15% по выходным и некоторым праздникам (1 сентября).
Несмотря на положительные результаты продаж в регионе, кризис все равно заставляет ретейлеров открывать магазины низких цен. По последним данным Росстата, оборот розничной торговли в России за январь–ноябрь 2015 г. упал на 9,3%, в ноябре падение оборота розничной торговли ускорилось до 13,1% против 11,7% в октябре и 10,4% в сентябре.
Стоит отметить, со следующего года в России ужесточается контроль за оборотом алкогольной продукции. С 1 июля 2016 г. ретейлеры должны будут отчитываться о количестве проданного алкоголя в системе ЕГАИС.
Справка
Сеть магазинов "Градус" основана в 2012 г. в Ульяновске. Компания за два года увеличила выручку в четыре раза, число магазинов в два раза. Выручка в 2013 г., по данным компании, составила 500 млн руб., по данным аналитического отдела ИД Retailer выручка торговой сети "Градус" по итогам 2015 г. может составить уже 2 млрд руб."Градус" активно развивается, в конце 2014 г. ретейлер поглотил компанию "Продторг" (сети "Галерея вин" и "Винный мир"), а также в 2015 г. открывал магазины в других регионах (Пенза, Самара), что позволило ретейлеру серьезно нарастить долю на рынке и открыть более 20 новых магазинов. Сейчас сеть насчитывает около 60 точек. Владелец "Градуса" — один из крупнейших ульяновских бизнесменов Миркасим Арифуллин, генеральный директор — его сын, Артем Арифуллин.