В 2008 г. в Самаре было заявлено к вводу около 340 000 кв. м торговой недвижимости, говорит руководитель отдела исследований Knight Frank Наталья Сазонова. Если бы планы удалось выполнить, то площадь всех самарских магазинов достигла бы 950 000 кв. м. Однако сроки окончания строительства новых торговых центров были перенесены.

Не до развития

Отложен ввод второй очереди (80 000 кв. м) ТРК «Мегакомплекс Московский». Пока закрыты для покупателей торгцентры «Дива-ленд» (68 000 кв. м), «Мост» (27 800 кв. м), «Ипподром» (30 000 кв. м), «Мега» (130 000 кв. м).

Ритейлеры думают не о развитии, а о том, как выжить, говорит директор департамента стратегического планирования ГК «Молл менеджмент» Дмитрий Баранов. Докризисный уровень заполняемости (т. е. 95-98%), по его словам, сохранился только в самых проходных торговых центрах: «Парк-хаус» (36 000 кв. м), «Мега-сити» (28 000 кв. м), «Мегакомплекс Московский» (140 000 кв. м), «Фрегат» (25 000 кв. м) и «Космопорт» (140 000 кв. м).

В почти готовых объектах арендаторы найдены в лучшем случае на половину площадей — хотя ранее девелоперы заявляли, что заключили предварительные договоры на 70-80% помещений. Вторая очередь «Вертикали», которая должна открыться во II квартале этого года, заполнена примерно на 40-50%, говорит директор по маркетингу «Эл-траста» Вячеслав Рандаев. «Дива-ленд» пустует на 30%, признает вице-президент «Рубина» (девелопер проекта) Юлия Соколовская. «Сейчас арендаторы взяли паузу: смотрят на свои показатели и решают — арендовать или нет», — объясняет она. Для привлечения клиентов девелопер готов понизить ставки на 20%, говорит Соколовская. Уточнить размер предлагаемых ставок аренды она отказалась.

В сравнении с сентябрем 2008 г. средние ставки аренды в торговых центрах снизились на 15-25% до $400-1700 за 1 кв. м в год, говорит Сазонова. «Пересмотр условий происходит по новым договорам в еще не открытых торговых центрах», — подчеркивает она. Если же о скидках не удается договориться, ритейлеры сокращают занимаемые площади — иногда наполовину, говорит гендиректор «Индэст-девелопмента» Михаил Ненашев, отказываясь привести конкретные примеры.

Дорогу крупным

В выигрышном положении оказались федеральные торговые сети: сейчас у них есть возможность увеличить долю на российском рынке, потеснив региональные, отмечает директор департамента консалтинга LCMC Сергей Богданчиков. В конце 2008 г. X5 Retail Group купила местную сеть «Волга-Волга»: теперь места магазинов этой сети в торговых центрах «Захар» и «Приволжский» занимает «Пятерочка».

В 2009 г. X5 Retail Group станет якорем как минимум в трех новых торговых центрах: «Дива-ленд», второй очереди «Мегакомплекса Московский» и в собственном «Ипподроме». «Эльдорадо» будет крупным арендатором в «Дива-ленде», «Вертикали» и «Ипподроме».

Меньше покупают

По данным Самарастата, оборот розничной торговли в Самарской области за 2008 г. увеличился в среднем на 10,9% до 387 млрд руб. Показатели несколько подпортили ноябрь и декабрь — в эти месяцы прирост составил всего 7% и 2% соответственно. В январе 2009 г. торговля немного оживилась — статистики зафиксировали прирост оборота в 4,1% (для сравнения: в январе 2008 г. этот показатель составил 18,4%).

Топ-менеджер одной из самарских продуктовых сетей говорит, что в январе — феврале у их компании выручка снизилась на 10-15%. Аналогичные цифры приводит руководитель самарской сети по торговле одеждой.

Сейчас в Самаре лучше других себя чувствуют продуктовые сети экономкласса — «Магнит», «Ашан», «Пятерочка», рассказывает Сазонова. «Люди стали больше экономить», — объяснила она. С февраля стали больше покупать консервов, дешевых макарон и тому подобных товаров, подтверждает гендиректор поволжского филиала X5 Retail Group Владимир Рыжков.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar