Продовольственные магазины "Фуршет" в Украине станут меньше. Компания планирует сократить площадь помещений с 2,5‑3 тыс. кв. м до 1,5 тыс. кв. м, рассказал "Капиталу" председатель наблюдательного совета и совладелец сети "Фуршет" Игорь Баленко. "Оптимизация коснется только арендованных площадей, где нам удастся договориться с арендодателями", — пояснил он и добавил, что около 60 % объектов сети работает в съемных помещениях.
Согласно официальному сайту компании, сегодня ритейлер развивает сеть из 114 торговых точек, из которых 104 расположены в Украине, а 10 — в Молдове. По оценке управляющего партнера консалтинговой компании Retainet Александра Ланецкого, средняя площадь магазина сети "Фуршет" сейчас составляет 2,5 тыс. кв. м. "На оптимизацию [ремонт, изменение условий поставок, инвентаризацию товарных остатков] нужно потратить $ 2‑3 млн", — подсчитывает эксперт.
Покупатели экономят
Оптимизация сети — вынужденный шаг, объясняет свое решение Баленко. К этому подтолкнули падение продаж в натуральном выражении, в частности, снизилась реализация импортной продукции. "Наш ассортимент сократился, и магазины не нуждаются в таких площадях", — заключает он.
О переориентации спроса на дешевые товары говорят и другие ритейлеры. По словам совладельца продовольственных сетей "Таврия-В" и "Космос" Бориса Музалева, с января по август его магазины продали на 40 % (в денежном выражении) меньше иностранной продукции по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. Зато реализация социальных групп товаров (наценка на продуктах устанавливается государством и не может превышать 15 %. — "Капитал") выросла примерно на 5 п. п. — до 30 % в структуре товарооборота (в денежном выражении).
Экономность потребителей связана с подорожанием продуктов питания примерно на 15‑30 % в зависимости от группы товаров. Генеральный директор группы компаний "Край" (сеть гипермаркетов "Країна", супермаркеты "Край") Виталий Коба рассказывает, что с января по август обороты в гривне выросли только на 5 %.
Существующая тенденция ухудшает финансовое положение продовольственных магазинов, которые зарабатывают на непродовольственных группах товаров, а также на продовольствии, которое не подпадает под госрегулирование, — алкогольные напитки, оливковое масло, консервы и пр. На этих товарах ритейлеры устанавливают высокую наценку — 50‑100 %.
Замену не найти
Переговоры с арендодателями у "Фуршета" будут непростые, считает эксперт по коммерческой недвижимости Вадим Зинченко. Он поясняет, что если в Киеве найти нового арендатора на помещения площадью 1‑1,5 тыс. кв. м еще можно, то в регионах — сложно.
Оптимизировать бизнес вынуждены будут и другие ритейлеры, уверен Ланецкий. "Сети закроют все нерентабельные магазины, расположенные в первую очередь на востоке страны", — прогнозирует он и добавляет, что сначала игроки пересмотрят ассортимент. Коба говорит, что группа компаний "Край" уже приступила к этому процессу. "Мы выводим из ассортимента ту продукцию, которая плохо продается", — подтвердил он. По данным исследовательской компании GT Partners Игоря Гугли, на конец 2013 г. в восточном регионе страны (Днепропетровская, Донецкая, Харьковская, Луганская, Запорожская обл.) работало 1238 продовольственных сетевых магазинов.