«Вымпелком» рассматривает возможность передачи управления своей монобрендовой розницей сотовому ритейлеру «Евросеть» (у «Вымпелкома» 49,9%), такое решение может быть принято на совете директоров оператора уже в начале сентября. Альтернативой этому решению может стать ставка на активное развитие собственных монобрендовых салонов: для управления своей розницей «Вымпелком» пригласил бывшего коммерческого директора некогда одной из крупнейших сотовых сетей «Цифроград» Сергея Северова.
7 сентября должен состояться совет директоров «Вымпелкома», на котором будет рассматриваться стратегия оператора по развитию розницы, рассказали “Ъ” несколько источников близких к оператору. «Вымпелком» планирует определиться, развивать ли ему собственную розницу самостоятельно, либо отдать ее под управление «Евросети», в которой ему уже принадлежит 49,9%. Сейчас «Евросеть» (3730 салонов в России на июль этого года) обеспечивает своему стратегическому акционеру 25% новых подключений от общего числа, уточняет источник близкий к ритейлеру.
«С чем бы к нам ни пришел “Вымпелком”, мы рассмотрим его любое предложение, но нужно ли нам развивать его монобренд — это вопрос, над которым надо сильно думать»,— отмечает президент «Евросети» Александр Малис. Если управление салонами не будет передано «Евросети», «Вымпелком» может сделать ставку на более динамичное развитие собственной розницы. В апреле оператор нанял директора по развитию брендированно-сбытовой сети, им стал бывший коммерческий директор «Цифрограда» (до кризиса один из крупнейших сотовых ритейлеров, признан банкротом весной этого года), а позже заместитель генерального директора «Русской телефонной компании» (РТК, монобренд МТС) Сергей Северов. Вместе с господином Северовым из РТК в «Вымпелком» перешел и директор департамента франчайзинга Максим Волга.
О пересмотре стратегии развития розницы «Вымпелком» задумался неспроста. В начале весны оператор впервые уступил «МегаФону» второе место по количеству обслуживаемых абонентов среди «большой тройки». По итогам июля их абонентская база составляла 51,38 млн и 54,42 млн соответственно. Пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева не подтвердила и не опровергла информацию о вынесении этого вопроса на совет директоров. Также госпожа Айбашева отказалась комментировать, с чем связано изменение стратегии оператора в отношении розницы.
«У нас около 2,5 тыс. брендированных салонов (большая часть франчайзинговые.– “Ъ”),— говорит Сергей Северов.— Необходимо сделать так, чтобы посетители не ощущали разницу в ассортименте, в количестве предоставляемых услуг и качестве обслуживания между собственными салонами и франчайзинговыми. Сейчас мы видим потенциал роста по количеству новых услуг в брендированных салонах в 30–40%». Господин Северов утверждает, что нынешнее количество салонов соответствует потребностям рынка и задачи увеличить их число нет.
«Поддерживать контролируемый собственный мультибренд и эффективно развивать франчайзи — сложная задача для любого оператора. Сравнивая формат собственного монобренда и франчайзи, можно сказать, что эффективность работы второго в среднем на 20% ниже»,— отмечает гендиректор РТК Сергей Румянцев. Если «Евросеть» будет развивать еще и монобренд «Вымпелкома», то будет сложно избежать конфликта интересов, отмечает он. Генеральный директор «МегаФон-Ритейл» Михаил Золотовицкий считает, что сейчас у «Вымпелкома» розничной стратегии не существует как таковой, как и контакта с абонентом, поэтому очевидно, что оператор озаботился этой проблемой.
Еще один сценарий развития: долю «Евросети» может приобрести одна из структур «Альфа-групп» (основной акционер «Вымпелкома»), утверждают два источника “Ъ”, близких к акционерам «Вымпелкома». «Альфа-групп» рассматривает ритейлера не как фиксированный канал продаж контрактов «Вымпелкома», а как самодостаточный бизнес. В этом случае часть своей доли может продать «Вымпелком», поясняет один их них. «Если проводить IPO, то всю компанию можно оценить в $2,5–3,5 млрд, а при варианте продажи стратегу или группе финансовых инвесторов в $2–3 млрд»,— говорит один из собеседников “Ъ”.