По последним данным Росстата, доля сетей на розничном рынке Петербурга составляет 43,1%. Это в 2,2 раза больше, чем в столице, и в 2,1 раза больше, чем в среднем по стране. Несмотря на высокую насыщенность, руководители не так давно основанных сетей "Реалъ Свежие продукты" и "Семейный капитал. Продовольственные товары" уверены: выйти на самый конкурентный FMCG-рынок страны — это всегда вовремя.

Rm: обе сети — еще достаточно молодые игроки на петербургском рынке. Магазины "Семейный капитал" стали открываться два года назад, магазины "Реалъ" — четыре года назад. У вас разные форматы: небольшой магазин продукции с ограниченным сроком годности и ассортиментом 150 SKU и классический супермаркет с ассортиментом 7 тыс. SKU. Но покупатель — во многом один и тот же. И вы делите его не только между собой, но и с массой других FMCG-ритейлеров. На что вы делаете основную ставку в этой борьбе?

Игорь Янковский ("Реалъ Свежие продукты"): рынок Северной столицы — действительно самый высоко конкурентный в России. В последние годы все мы видели несколько активных старт-апов, не получивших широкого развития. Конкуренция чувствуется и некоторым образом сдерживает темпы экспансии. Несмотря на это, мы все время увеличиваем темпы развития: в течение первого года открыли четыре магазина, в течение второго — шесть, третьего — восемь, в прошлом году — десять. В этом году сможем открыть уже 12. Будь рынок чуть менее насыщенным — можно было бы развиваться еще более активно. Но главное, победителем становится тот, кто ведет бизнес по-умному: перед принятием решения об открытии мы проводим оценку конкурентной среды, просчитываем возможный покупательский поток и товарооборот и, только если эти цифры нас удовлетворяют, открываем магазин.

Радмила Ярушкина ("Семейный капитал. Продовольственные товары"): мы — за прилавочный формат торговли в магазине "у дома". Именно по этому пути мы и идем: на площади порядка 20 кв. м установлено закрытое торговое оборудование. На полках — молочная продукция, колбасы, сосиски, сардельки, хлебобулочные изделия, крупы, чай. Всё — собственного производства. В каждом регионе присутствия сырье поставляется с наших собственных местных хозяйств. Осенью прошлого года мы приобрели несколько теплиц в Астрахани общей площадью шесть гектаров. Сейчас занимаемся их активным восстановлением.

На продукцию собственного производства, с ограниченным сроком хранения, и делаем ставку. Отсюда — портрет целевой аудитории: пенсионеры, диабетики, молодые семьи с детьми, студенты.

С одной стороны, торговля через прилавок — это некий возврат в прошлое. С другой — люди соскучились не только по качественной продукции, но и по простому человеческому общению с продавцом, когда в магазине знают в лицо каждого покупателя.

Игорь Янковский: наша целевая аудитория пересекается с вашей, поскольку наш формат тоже "у дома", но пересекается не более чем на половину. Мы развиваем супермаркеты, и в основе концепции — не только качественный товар, но и уровень сервиса, создание комфортных условий для совершения покупки. В 2010 году, когда все крупные ритейлеры делали ставку на формат "дискаунтер" — со всеми вытекающими, мы одними из первых открыли зону входа в магазин фруктово-овощным развалом. Не пожалели денег на подсветку: после унылого дискаунтера такой подход не мог не вызвать интерес у покупателя.

Радмила Ярушкина: лично мне не очень приятно вычислять дату истечения срока годности молока, копаться в коробках с фруктами и овощами в поиске более-менее приличного томата или картофеля. Все это хамство по отношению к покупателю — других слов не подберу — еще остается присущим крупным сетевым игрокам, но когда-нибудь останется в прошлом.

Точно в срок
Rm:
как устроена в ваших сетях логистическая составляющая? Розничная торговля не прощает сбоев в логистике. А тем более — торговля продукцией с ограниченным сроком годности.

Радмила Ярушкина: транспортная логистика у нас собственная, не на аутсорсинге. В парке — 20 автомобилей, оборудованных холодильниками и GPS-навигаторами. Этого хватает, чтобы ежедневно доставлять свежий товар почти в 60 магазинов в Петербурге, 13 в Петрозаводске, 9 в Астрахани. В каждом регионе есть свой распределительный центр.

Игорь Янковский: в нашем случае логистическая составляющая более сложная: каждый магазин сети принимает в день от 20 до 40 автомобилей. Весь транспорт на аутсорсинге, а вот складская логистика своя. У нас два распределительных центра: 7 тыс. и менее 1 тыс. кв. м (для фруктов-овощей), — они же обслуживают оптовое направление бизнеса группы компаний. Через РЦ идут практически все фрукты и овощи, доля РЦ в поставках других товаров пока не превышает 10%, но мы активно работаем в этом направлении.

Далее читайте в рубрике "Круглый стол на двоих" в новом Retailer Magazine (№3 (34), сентябрь 2014) прямо сейчас! Полная версия журнала доступна на любом устройстве: iPad, Android, Mac, PC всего за 99 руб.

 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments