На российском рынке торговой недвижимости за 2016 год было введено более 1,4 млн кв.м, из них около 60% (900 тыс. кв.м) пришлось на регионы, свидетельствуют данные исследования компании "Магазин магазинов".
Объем новых торговых площадей в регионах в этом году оказался минимальным за последние восемь лет, по сравнению с 2015 годом показатель снизился на 15% (с 1,206 тыс. кв.м). В 2017 году эксперты компании прогнозируют рост на 20%, до 1,065 тыс. кв.м новых площадей.
В целом по сравнению с 2015 годом ввод новых торговых площадей в России сократился на 5% (с 1,5 млн кв.м).
По данным на декабрь, площадь торговых объектов в России составила более 20 млн кв.м. Россия сохраняет позицию крупнейшего рынка торговых центров в Европе, отмечается в сообщении консалтинговой компании. При этом, несмотря на значительный объем ввода торговых площадей, обеспеченность России торговыми центрами остается достаточно низкой — около 137 кв.м на 1 тыс. жителей (в Европе по этому показателю лидирует Норвегия, там на 1 тыс. жителей приходится 910 кв.м).
Уровень пустующих площадей за год сократился до 8,5% с 10%.
При этом макроэкономическая ситуация (снижение платежеспособности населения, обесценение рубля, сложность в получении кредитов) остается одним из ключевых факторов, влияющих на рынок торговой недвижимости. Участники рынка вынуждены были переходить от фиксированной арендной ставки на процент с оборота. Арендаторы стремились переложить часть капитальных затрат в новых проектах на арендодателей — компенсировать затраты на отделку или ремонт помещений. Торговые центры вынуждены были привлекать соинвесторов, продавать помещения или прилегающие территории гипермаркетам.
Эксперты также отмечают продолжающееся увеличение размера ряда "якорей" в торговых центрах, поскольку величина арендных платежей зависит от товарооборота ритейлеров, а не от площади помещений.