Вступление России в ВТО станет серьезным вызовом для небольших ритейлеров. Такое мнение высказали представители розничных компаний и производителей в ходе саммита Food Business Russia. Владимир Бохан, учредитель кооператива «Панорама Ритейл» (Архангельск), отметил, что снижение таможенных пошлин усилит давление со стороны крупных сетей, которые смогут договориться о больших объемах поставок с транснациональными корпорациями. Поэтому, по мнению ритейлера, небольшим сетям необходимо более тесное сотрудничество с местными производителями. Эту идею поддержали представители крупных федеральных ритейлеров — Х5 Retail Group и «Магнит». Так, Михаил Сусов, директор по корпоративным отношениям X5 Retaill Group, посоветовал небольшим сетям «продавать нишевые продукты и специализировался на чем-то». Еще одним выходом для независимой розницы может стать создание закупочных союзов или работа с федеральными ритейлерами по схеме франчайзинга, добавил он.
Крупные сети не видят для себя негативных сторон во вступлении в ВТО. «Рисков и сейчас нет и я не знаю, где они могут возникнуть. Сети зарабатывают на том, что доставляют товар от поставщика к потребителю. Если в рамках ВТО мы получим возможность что-то дешевле купить, то будем дешевле продавать и сможем заработать на объеме», — отметил Михаил Сусов. По его словам, в результате снижения таможенных пошли будет значительное снижение стоимости таких продуктов, как овощи, фрукты, мясо, цветы, от чего в конечном итоге выиграют покупатели. С другой стороны, подчеркнул Михаил Сусов, крупные ритейлеры должны помогать российским сельхозпроизводителям, которые после вступления России в ВТО столкнутся с серьезной конкуренцией. По мнению топ-менеджера, выходом может стать сотрудничество в области собственных торговых марок.
Олег Гончаров, заместитель генерального директора по работе с органами государственной власти сети «Магнит», добавил, что у его компании пока «нет четкого понимания» рисков, которые может нести вступление России в ВТО. «Пока не появится практика, понять как работать в условиях ВТО будет невозможно», — отметил он.
Производители, в свою очередь, предупреждают, что в результате вступления в ВТО перед ритейлерами более остро встанет проблема контроля качества продукции. «Государственные стандарты будут снижаться с вступлением и будут отвечать только требованиям безопасности. Выходом могло бы стать создание кодекса взаимодействия между поставщиками и ритейлерами», — заявил Максим Протасов, председатель правления Руспродсоюза.
Официальный протокол о принятии России в ВТО был подписан в декабре 2011 г. Ранее министры стран-членов ВТО одобрили весь пакет документов, включая обязательства РФ по доступу на рынок товаров и услуг. Таким образом, Россия окончательно завершила переговоры о вступлении в организацию, членства в которой добивается с 1993 г. Для того чтобы страна стала полноправным членом ВТО, необходима ратификация документов парламентом. В начале февраля 2012 г. премьер-министр РФ Владимир Путин подтвердил, что Россия окончательно вступит в ВТО в мае-июне 2012 г.
После вступления в ВТО средняя импортная пошлина в России к 2020 г. снизится с 10 до 7,8%. На промышленные товары – с 9,5% до 7,3%, на сельхозпродукцию – с 13,2% до 10,8%, на зерновые культуры – с 15,1% до 10%, на молочные продукты – с 19,8% до 14,9%. Будет сохранено квотирование импорта мяса, а также почти не поменяются пошлины на него: для мяса птицы – 25% внутри квоты и 80% – вне, для говядины – 15% внутри квоты и 55% – вне. В то же время к 2020 г. будут обнулены ставки внутри квоты на свинину (в настоящее время – 15%), вне квоты ставка снизится с 75% до 65%. Пошлины товары из древесины и бумаги снизятся с 13,4% до 8%, на автомобили – с 15,5% до 12%, для электрических машин – с 8,4% до 6,2%. Пошлины будут снижаться постепенно, прежде всего, на те товары, которые выросли в кризис (например, на металлы, химию), а медленнее всего – на автомобили и на мясо птицы: семь и восемь лет.