Из десяти крупнейших мировых ритейлеров, торгующих одеждой, в России представлены уже шесть, выяснил “Ъ” (см. таблицу). Правда, ни для кого из них российский рынок не входит в число ключевых: даже лидеру — испанской Inditex (магазины Zara и др.) — он обеспечивает не более 4% продаж.
Для анализа “Ъ” использовал рейтинг Deloitte Global Powers of Retailing 2011, опубликованный Deloitte 14 января. Сначала был составлен топ-10 компаний, специализирующихся на розничной торговле одеждой и обувью: его возглавляет испанская Inditex (бренды Zara, Bershka, Pull and Beer, Massimo Dutti и др.), продажи которой в 2009 году составили $15,454 млрд. Это больше, чем у когда-то крупнейшего одежного ритейлера — американской Gap (Gap, Banana Republic и др.), выручившей только $14,197 млрд. В 2010-м разрыв может еще больше увеличиться: продажи компаний прогнозируются в размере $16,2 млрд и $13,7 млрд соответственно.
В рейтинге не учитывались компании, торгующие предметами роскоши, например французский холдинг LVMH, оборот которого в 2009-м Deloitte указала в размере $23,783 млрд, а розничные продажи — только $13,794 млрд.
Представленность каждого из десяти ритейлеров на российском рынке оценили эксперты CB Richard Ellis и «Магазина магазинов». Выяснилось, что шестеро уже работают в России: Inditex, Gap, Н&M, C&A, Fast Retailing (магазины Uniqlo) и Next (см. таблицу). В Россию также планирует выйти американская Limited Brands с самым известным своим брендом — бельевыми магазинами Victoria’s Secret. Компания уже договорилась с «Монэкс Трейдинг», которая будет развивать марку по франчайзингу.
Российский рынок еще не стал стратегически важным ни для кого из шести первопроходцев. Наибольшая доля у него в продажах Inditex — около 4%, наименьшая у Gap — только 0,04%.
По словам гендиректора Ассоциации предприятий индустрии моды Марии Сморчковой, российский рынок одежды очень привлекает зарубежные компании: он слабо консолидирован и будет восстанавливаться после кризиса достаточно быстро. Правда, в 2010 году, по данным Fashion Consulting Group, он вырос всего на 1–1,3%, до €29,5 млрд (около $39,1 млрд по среднему курсу за прошлый год). На верхний ценовой сегмент пришлось примерно 15%, на средний — 35%, на эконом — 50%. При оптимистичном сценарии в 2011-м ожидается рост на 3–5%. По прогнозам президента Европейского совета по экспорту модной одежды (EFTEC), консультанта Collection Premiere Moscow Райнхарда Депфера, к 2012 году розничный оборот одежды в России может составить уже €38 млрд (приблизительно $50,4 млрд).
Как крупнейшие в мире одежные ритейлеры представлены в России:
№ | Компания/ страна | Основные магазины | Общее количество магазинов/ количество стран | Количество магазинов в России | Общая выручка в 2009 году ($ млрд) | Общая выручка в 2010 году*** ($ млрд) | Выручка в России в 2010 году**** ($ млрд) |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Inditex S.A/ Испания | Zara, Bershka, Pull and Bear, Massimo Dutti, Stradivarius, Zara Home, Oysho | 4907/ 74 | 176* | 15,545 | 16,2 | 0,582 |
2 | The Gap Inc/ США | Gap, Banana Republic, Old Navy | 3100/ 25 | 5 | 14,197 | 13,7 | 0,005 |
3 | H&M Hennes & Mauritz AB/ Швеция | Н&M | 2209/ 36 | 11 | 13,218 | 11,9 | 0,081 |
4 | C&A Europe/ Бельгия, Германия | C&A | 1445/ 20 | 10 | 8,882 | Нет данных | 0,061 |
5 | Limited Brands Inc/ США | Victoria`s Secret | 2900/ 45 | Не представлены** | 8,632 | Нет данных | Не представлены |
6 | Ross Stores Inc, США | Ross Stores | 1005/ 1 | Не представлены | 7,184 | Нет данных | Не представлены |
7 | Fast Retailing Co Ltd/ Япония | Uniqlo | 2203/ 19 | 2 | 7,118 | 9,9 | 0,010 |
8 | Next Plc/ Великобритания | Next | 680/ 32 | 20 | 5,382 | 5,4 | 0,100 |
9 | Foot Locker Inc/ США | Foot Locker | 3600/ 28 | Не представлены | 4,854 | Нет данных | Не представлены |
10 | Shimamura Co Ltd/ Япония | Shimamura | 1550/ 2 | Не представлены | 4,602 | Нет данных | Не представлены |
* На 31 октября 2010 года.
** Права на развитие марки в России получила компания «Монэкс Трейдинг» (см. “Ъ” от 26 января 2011 года).
*** Предварительные данные.
**** Оценочные данные.
Источник: Deloitte, данные компаний, «Магазин магазинов», CB Richard Ellis.