Запрет на ввоз иностранных продуктов в первую очередь отразится на якорных арендаторах торговых центров в лице продуктовых ритейлеров, работающих с качественным ассортиментом, но отказываться от уже существующих торговых площадей они не будут, считают эксперты рынка коммерческой недвижимости, опрошенные РИА Новости.

Власти РФ на год ограничили импорт ряда товаров из стран, которые ввели санкции в отношении Москвы: США, государств ЕС, Канады, Австралии и Норвегии. В соответствующий список попали говядина, свинина, птица, рыба, молочная продукция, фрукты, орехи и другие продукты.

Проблемы якорных арендаторов

По мнению руководителя отдела исследований Cushman & Wakefield Дениса Соколова, санкции в первую очередь отразятся на крупных продуктовых ритейлерах, которые привлекают основной поток посетителей в торговые центры и являются якорными арендаторами. Современные продуктовые ритейлеры, по его словам, работают со значительным ассортиментом товаров, до 20 тысяч наименований, что требует больших площадей. Именно работа с ассортиментной линейкой, ее качеством является важнейшим инструментом для дифференциации ритейлеров друг от друга. Если в супермаркетах не будет импортной "гурманской" продукции, то граница между супермаркетом и дискаунтером стирается. "Поэтому удар в первую очередь придется по ритейлерам, умеющим работать с качественным ассортиментом", — прогнозирует Соколов.

"Естественно, данные санкции, в первую очередь, затрагивают так называемых якорных сетевых продуктовых арендаторов торговых центров", — подтверждает слова коллеги директор отдела исследований рынка CBRE Валентин Гаврилов. При этом, по его словам, снижение оборота и как следствие уменьшение прибыльности в уже существующих качественных, с хорошей локацией, ТРЦ арендаторы переживут, но в новые торговые центры будут приходить не столь охотно, требуя снижения ставок на 10-15%.

"Что касается вакансии, то она будет расти, прежде всего, за счет вновь вводимых площадей. При этом в уже работающих ТРЦ мы не ожидаем заметного роста данного показателя", — рассказывает эксперт. По итогам 2014 года вакансия в целом по Москве может подрасти с текущих 2,9% до 5 — 5,5%. При этом, однако, продуктовые ритейлеры будут чувствовать себя наиболее комфортно, так как еда является товаром "первой необходимости". "С их стороны мы ожидаем, скорее, более консервативных планов по развитию, нежели отказа от уже существующих площадей", — повторяет Гаврилов.

Руководитель направления услуг ритейлерам отдела торговых площадей JLL Елена Задорожная добавляет, что наибольшее влияние ограничение на ввоз продовольствия окажет на сегмент премиального продуктового ритейла — у некоторых сетей доля импорта превышает 50%, а также на рестораны — преимущественно среднего и верхнего ценового сегмента.

В данной ситуации поставщики, не попавшие под санкции, могут повысить цены на закупки, что явно уменьшит прибыль ритейлеров и может привести к падению спроса, а также необходимости пересматривать другие статьи расходов, в том числе снижать арендную плату, продолжает она.

Если же "война санкций" будет продолжаться, то в гораздо большей степени она отразится на сегментах "Одежда, обувь, аксессуары", а также бытовой техники и электроники, считает Гаврилов. Прежде всего потому, что это сегменты массового спроса, на которых потребители начнут экономить в случае негативных тенденций изменения их доходов. "Некоторые элементы этой экономии видны уже сейчас в формате снижения расходов на данные статьи затрат потребителей", — рассказывает Гаврилов.

"Сейчас мы не видим драматических последствий для рынка торговой недвижимости от санкций на импорт продуктов", — заявляет руководитель отдела исследований и консалтинга компании "Магазин Магазинов" Андрей Васюткин. Список продуктов, по его словам, запрещенных к ввозу, не такой уж большой, и многие позиции могут быть заменены импортом из других стран или производителями. Безусловно, для ритейлеров продуктового профиля, эти ограничения — большая головная боль — нужно пересмотреть ассортимент, поставки, логистику и так далее, еще больше голова болит у продуктовых сетей премиального сегмента, ассортимент которых включает существенное количество "запрещенного" — те же сыры, мясные деликатесы. Такая же история у дорогих ресторанов, которым возможно придется пересмотреть меню. "Но мы не прогнозируем, отражение конкретно этих санкций на ставках аренды или планах развития сетей", — подчеркивает Васюткин.

Неясные перспективы

Полагая, что на ставки аренды и на планы ритейлеров ограничения особенно не повлияют, Васюткин в то же время замечает: "Главное, чтобы ситуация в целом не ухудшалась, что, к сожалению, предсказать нельзя. Любые санкции — это тупиковая политика, за одними санкциями могут быть другие, третьи, четвертые, как от России, так и против России, список может быть расширен, срок может быть продлен и так далее — вот это все сильно беспокоит".

Гаврилов придерживается подобной точки зрения. По его мнению, основной проблемой являются не сами по себе "продуктовые санкции", а то, что до сих пор остается непонятной как продолжительность, так и глубина текущей "войны санкций", в результате чего и потребительская, и деловая активность предпочитают консервативные сценарии, что формирует предпосылки для самораскручивающейся спирали ухудшения ситуации.

Впрочем, чтобы оценить влияние санкций, необходимо некоторое время. "В целом эффект санкций на ритейл и рынок недвижимости можно будет увидеть не раньше, чем через пару месяцев, то есть после того, как торговые сети оценят реальное влияние введенных ограничений на их бизнес", — заключает Задорожная.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments