Говорят, что источником вдохновения для создателя штрихкода была азбука Морзе: точки и тире превратились в широкие и узкие линии. В 1952 году был зарегистрирован патент на изобретение, и за полвека черно-белые полоски стали привычным для всех продавцов способом идентификации страны и марки производителя. Однако штрихкод позволял кодировать лишь совсем небольшие объемы информации (не больше 20-30 знаков) и был понятен лишь кассовым аппаратам и специальным сканерам. В наш век, когда на счету каждая секунда и каждый килобайт, нужен был новый носитель коммерческой информации, совместимый с любыми мобильными устройствами и вмещающий намного больший объем данных о производителе. Так появились двухмерные штрихкоды – Aztec Code, MaxiCode, DataMatrix. Одним из самых перспективных для торговли считают QR-code. Виктория Пряжникова изучала его преимущества.
Aztec Code чаще используется авиакомпаниями и железнодорожниками для оформления билетов. MaxiCode удобен при грузоперевозках. DataMatrix применяется для маркировки в электронике, автомобилестроении, пищевой промышленности, авиакосмической и оборонной промышленности, энергетическом машиностроении. Отличия этих технологий состоят в информационной емкости и возможности генерирования цветного кода. Последнее дает дополнительное преимущество большего физического размера информации и недостаток, поскольку как для печати, так и распознавания такого кода необходимо применять цветные печатающие и видеоконтрольные устройства.
Любознательным
Основное достоинство QR-кода – его легко распознает не только кассовый аппарат, но и мобильный телефон с фотокамерой, и его очень легко использовать для всех торговых операций и в первую очередь для маркетинга.
Принцип действия любого двухмерного кода в том, что информация кодируется не линейно, как в штрихкоде, а в двух направлениях – по вертикали и горизонтали. Именно так на паре квадратных сантиметров можно зашифровать несколько страниц машинописного текста. Для понимания: обычный штрихкод позволяет кодировать 20-30 символов, QR-код – 7089 цифр или 4296 цифр и букв (включая нашу родную кириллицу). Сам же размер кода может быть всего 10х10 пикселей.
В зависимости от того, какая информация была преобразована в код, можно получить данные о товаре и его производителе. Особое достоинство QR-кода в том, что с его помощью можно сразу перейти на сайт рекламируемой компании, а существующие приложения позволяют передавать гиперссылки, контакты, SMS/e-mail, GPS-координаты и просто текст. Подобная мобильность чрезвычайно интересна маркетологам, особенно с учетом скорости развития мобильного интернета, ежедневного увеличения пользователей смартфонов, роста онлайновых продаж.
Пользователям
Первое упоминание о QR-коде появилось еще в 1994 году – японская компания Denso-Wave разработала его для упаковки товаров. QR расшифровывается как Quick response, или «Быстрый отклик». Давая такое название, создатели хотели показать, что QR-код позволяет быстро доносить свое содержание до пользователя. Это действительно так. QR-код может быть напечатан на любой поверхности – в журнале, на постере в метро, на визитной карточке, на стене, на коробке с обувью. Для того чтобы получить информацию, код необходимо просто сфотографировать на мобильный телефон (оптимальное расстояние – с 15 см) и обработать программой-распознавателем, установленной в том же телефоне. При этом откроется закодированная гиперссылка, или закодированный контакт добавится в адресную книгу. Удобство очевидно: не надо запоминать длинные ссылки, вбивать адреса вручную, достаточно навести камеру телефон на QR-код. Программы-распознаватели доступны в интернете: Kaywa Reader, I-Nigma, QuickMark, NeoReader, iMatrix. Установив программу-распознаватель, абонент может легко управлять полученной информацией: сохранять полученную текстовую информацию, добавлять контакты в адресную книгу, переходить по web-ссылкам, отправлять SMS-сообщения.
Продавцам
Продавцам QR-коды позволят сэкономить гигантские суммы на рекламных бюджетах: представьте, что на печатной площади размером с булавочную головку вы публикуете и контакты, и краткую историю фирмы, и ваше уникальное торговое предложение, и описание коллекции. Какая экономия! А какая плотность информации!
QR-коды можно наносить на визитные карточки (очень удобно для хранения информации), рекламные вывески (витрина действительно становится средством общения).
Создавать коды так же просто, как и получать информацию с их помощью. Русскоязычные пользователи могут воспользоваться сайтом http://www.qrcoder.ru. Вы вводите любой текст для кодирования, программа автоматически делает все сама. К примеру, именно так будет выглядеть название нашего журнала http://qrcoder.ru/code/?Shoes+Report&4&0. Авторских прав на код не предусмотрено.
Двухмерный код можно наносить на поверхность (лучше, если она будет плоской) – струйной печатью, гравировкой, лазером, электролитическими способами и т. д. В зависимости от метода нанесения код может оставаться на поверхности до 20 лет. Стоимость зависит от метода нанесения, типа поверхности и тиража изделий, объектов, на которые наносится код.
Самые яркие примеры использования QR-кодов
2007 год, Лондон. Необычные квадраты появляются в рекламной кампании фильма «28 недель спустя». Прохожие считывали код смартфонами и попадали на сайт кинокартины.
2008 год, Pepsi размещает QR-коды на упаковке, они служат ключами к конкурсу и доступу к бесплатным развлечениям на промосайте.
2009 год, Нью-Йорк. Погоня по маршруту, зашифрованному через QR-код, за новой коллекцией виниловых игрушек Kidrobot Dunny.
2010 год, Япония. QR-кодами украсили торговый комплекс, разместив их по всему фасаду. Расшифровав информацию с кодов, «следопыт» сразу попадает на сайт, содержащий свежую информацию о товарах магазинов, расположенных в центре. А при использовании специального приложения для iPhone здание центра превращается в анимированную картинку, где можно прочитать твиты посетителей, скачать купоны со скидкой или узнать о других акциях. Подробнее эту достопримечательность без взаимодействия с турагентством можно увидеть на http://www.sonasphere.com/blog/?p=1288#english.
2010 год. Российским первопроходцем-пользователем QR-кодов стала компания МТС с городским квестом (по типу «Дозора») в поддержку тарифа RED ENERGY.
Предусмотрительным
С 2000 года использование QR-кодов в Японии стремительно росло. Для удобства пользователей были разработаны способы считывания данных под любым углом обзора (даже в зеркальном отражении). Вся информация распознается очень быстро, а математические коды коррекции ошибок позволяют восстановить закодированные данные даже тогда, когда налицо значительные повреждения метки. Сейчас в Японии QR-кодами маркируют все, что угодно.
В отличие от Азии в странах Старого и Нового Света QR-тизация идет меньшими темпами, но с большим «чувством». Так, в некоторых музеях Европы такие коды висят на стенах, а туристам выдают специальные планшеты-сканеры, через которые видно эти же стены, но с исторической реконструкцией.
Всплеск популярности QR-кодов ожидается в ближайшее время и у нас за счет роста популярности iPhone, Blackberry и других смартфонов, реализованных на платформе Android. Лидерами использования системы QR-кодов в России являются ИФНС и РФФИ (Российский фонд фундаментальных исследований).
Популярности QR-кодам прибавляют ведущие операторы мобильной связи, которые выпускают под своим брендом мобильные телефоны с уже встроенной поддержкой распознавания QR-кода.
Так в очередной раз мы получаем «намек», что масса энергии деловой активности в интернете все время увеличивается, и крайне важно, чтобы в сети все было сделано на высшем уровне. Пока у владельцев торговых компаний есть отличная возможность получить статус инноватора, большую лояльность покупателей, большую узнаваемость и более точную информацию о своих покупателях. QR-активация только начинается.