У иностранных онлайн-ритейлеров российские пользователи чаще всего приобретают автозапчасти и одежду, а электронику предпочитают заказывать на отечественных торговых площадках. В результате даже на неспециализированных сайтах телефоны, ноутбуки и планшеты составляют 20—30% продаж.
Автозапчасти и средства по уходу за транспортом оказались самыми популярными товарами eBay и Amazon в России. По данным компании Bay.Ru, которая предоставляет россиянам помощь в работе с зарубежными интернет-магазинами, на эту категорию приходится 25,8% покупок. Вторую позицию занимают одежда, обувь и аксессуары с долей 15,4% от всех заказов. Третье место удерживает категория «дом и сад» (13%), а вслед за ней — компьютеры и сети (12,7%), в которой до 15% занимает продукция Apple. Еще 10,8% продаж пришлось на часы, а оставшиеся 22,3% — на прочие товары.
Высокую долю одежды в Bay.Ru объясняют значительной разницей в цене брендов в России и за рубежом. «Такие марки, как Banana Republic, Timberland, RalphLauren, покупать в США гораздо дешевле даже с учетом доставки», — отмечает директор Bay.Ru по PR и SEO Светлана Ключкова. По ее словам, невозможность померить одежду в интернет-магазине не является затруднением. «Покупатели идут в местные салоны известных марок, примеряют понравившиеся вещи, а затем заказывают их в США через eBay и Amazon», — поясняет г-жа Ключкова.
На российских аукционах одежда не столь популярна и чаще всего уступает электронике. Так, лидером по числу продаж торговой площадки «Молоток.Ру» в сентябре—октябре стала категория «ноутбуки и компьютеры» (18%). Одежда занимает второе место с 12% покупок, а за ней следуют телефоны и аксессуары с 10%. При этом в денежном выражении ноутбуки, компьютеры и телефоны составляют 45% оборота «Молоток.Ру», а на одежду приходится лишь 15%. Как отмечает представитель компании Елена Оробцова, выручка от электроники особенно выросла за последние два-три месяца благодаря предзаказам на iPhone.
«По данным исследований, которые мы проводили совместно с TNS, самые популярные товарные категории для покупок онлайн — компьютерная техника, мобильные телефоны, одежда и обувь, бытовая техника, книги — в порядке убывания популярности», — говорит руководитель сервиса «Яндекс.Маркет» Алексей Авдей. При этом г-н Авдей подчеркивает, что запросы пользователей «Яндекс.Маркета» свидетельствуют о росте популярности онлайн-покупок одежды.
В продажах виртуального торгового центра «Викимарт» лидируют крупная бытовая техника (17,8%) и детские товары (17,7%), третью позицию удерживает хозяйственная продукция (16,3%). Потребительская электроника (10,7%) и компьютеры (11,1%) не являются для «Викимарта» основными категориями, однако и здесь они заметно опережают сегмент Fashion & Beauty (7,4%).
Для интернет-магазина Ozon ключевым товаром остаются книги (38%), однако электроника (32%) сокращает отставание от лидера. Далее с большим отрывом следуют категории «видео», «софт» и «игры». По словам представителя компании Марии Назамутдиновой, одеждой Ozon самостоятельно не торгует, а продажи партнерского раздела «Модный бутик» в статистике магазина не учитываются.
По данным TNS, компьютерная техника и мобильные телефоны лидируют в списке наиболее популярных товаров среди интернет-пользователей, категория «одежда и обувь» находится на третьей позиции. В то же время в рейтинге последних покупок и поисковых запросов одежда и обувь опережают компьютерную технику (21% против 20).