Конкуренция в Сочи растет, и это на руку местным жителям. Работу в крупных компаниях они рассматривают как занятие в низкий сезон: как только море становится теплее, а туристов больше, южане без сожаления покидают работодателей и идут зарабатывать на пляжи. А бизнесмены вынуждены экспортировать работников из других регионов.

Подбирать персонал в Сочи нам гораздо сложнее, чем во всех остальных регионах, — жалуется директор по обучению и развитию компании «Связной» Анна Бурова. — Проблема в том, что, как только наступает лето, половина персонала перетекает в более прибыльные места — рестораны, кафе, бары и прочие развлекательные заведения. Это головная боль почти всех компаний, работающих в сфере розничных продаж. Когда Сочи объявили столицей Олимпиады, конкуренция усилилась«.

«В последнее время южный регион развивается не только благодаря Олимпиаде, но и в силу инвестиционной привлекательности, — говорит Елена Бондарева, директор региональных подразделений компании Kelly Services SIC. — Рост происходит настолько быстро, что неизбежно влечет за собой дефицит кадров». Еще одна особенность, отмечает она, — ЮФО больше аграрный, чем промышленный: вес сельского хозяйства здесь в два раза выше, чем в среднем по России, и основные вузы в основном аграрного и технологического профиля.

Ни построить, ни продать

«Когда мы вышли с проектом в Сочи, нам в первую очередь понадобились специалисты в службу технического заказчика, — рассказывает об опыте своей компании Ирина Дзюба, заместитель генерального директора MR Group (строительство коммерческой недвижимости). — То есть люди, в чьи обязанности входит получение всех необходимых документов и согласований. Этих сотрудников, так же как и руководителей проектных отделов, мы без труда нашли среди местных кандидатов». Трудности возникли с отбором специалистов, управляющих продажами: ни одного достойного кандидата, у которого был бы опыт реализации жилья класса люкс, среди местных жителей не нашлось. Пришлось командировать менеджера по продажам из московского офиса, говорит Дзюба. «В Сочи вообще на тот момент не было объектов подобного уровня, — объясняет она. — В принципе, отсутствовал рынок элитного жилья, понятно, что и менеджеров в этой сфере тоже не было».

Другая проблема, с которой столкнулась компания, выходя на сочинский рынок недвижимости, — поиск квалифицированных строителей. «Профессионализм тех, кто приходил, не отвечал нашим ожиданиям, зато цены за свои услуги компании устанавливали не ниже, а в некоторых случаях даже выше московских», — рассказывает Дзюба. Подумав, руководство MR Group решило не экспериментировать, а провести тендер среди подрядчиков, с которыми компания сотрудничает уже несколько лет.

Южная психология

Командированный из московского офиса MR Group менеджер по продажам сейчас занимает позицию руководителя отдела продаж, хотя зарплату получает прежнюю. Главное в этом случае для людей — перспективы карьерного роста, отмечают в компании.

Не гонится за зарплатой и Роман Каракян, несколько лет назад уехавший из Краснодарского края в Петербург. Там он окончил Военный инженерно-технический университет, но возвращаться домой пока не планирует. «Я бы с удовольствием поработал в Сочи мастером, прорабом — кем угодно, за зарплату в 20 000-25 000 руб., — говорит он. — Для любого начинающего специалиста Сочи — это шаг в карьере. Правда, не все компании готовы ждать, когда молодые сотрудники адаптируются в их бизнесе».

Что касается местных кандидатов, говорит Бондарева из Kelly Services SIC, то у них высокие зарплатные ожидания, а квалификация довольно низкая. Здесь есть региональная особенность: основной доход южным жителям летом приносят туристы, поэтому труд на работодателя они воспринимают как занятие в низкий сезон.

«Южанам трудно объяснить, что нужна узкая специализация, — они хотят пробовать себя на разных направлениях», — говорит руководитель риэлторской компании Penny Lane Realty Георгий Дзагуров. Местные жители привыкли работать временно, в курорт, продолжает он, для них главное — по максимуму срубить с клиента денег и не важно, останется тот доволен или нет. «Южным компаниям хватает большого потока туристов, им не нужна лояльная аудитория», — отмечает Дзагуров. Он сам планировал открывать в Сочи филиал компании, но из-за того, что не смог найти там подходящих специалистов, решил ограничиться сотрудничеством с партнером. «Правда, трудности возникают не только в южных регионах, — подчеркивает Дзагуров. — Открывая, например, новый офис в Петербурге, мы несколько лет работали себе в убыток. Все по той же причине: много времени уходит на обучение персонала».

Проще привезти

«Два года назад, когда наш центр только открывал филиал, проблем с кадрами не было, — рассказывает Диана Пруидзе, директор сочинского филиала международного образовательного центра EF English First. — Но бизнес растет — в этом году количество обучающихся у нас в полтора раза больше по сравнению с 2009 г.». Центру понадобились новые преподаватели: в августе в сочинском филиале было открыто пять вакансий. «Резюме приходили из других городов Краснодарского края, а также из Ростова, Ставрополя и даже Петербурга, — говорит Пруидзе. — Отбирали кандидатов почти два месяца — не устраивал уровень знания языка и преподавательский опыт». Основная проблема, отмечает Пруидзе, — мало кто из соискателей владеет современными методиками преподавания. Восполнять этот пробел в центре будут, организуя специальные обучающие семинары, отмечает она.

Чтобы подстраховать себя от издержек летнего сезона, в «Связном», по словам Буровой, уже в ноябре запустят новую рекламную кампанию по подбору персонала. Цель программы, поясняет она, — охватить не только города, в которых уже есть точки продаж, но и близлежащие к ним области: «Если раньше для Сочи мы находили сотрудников в Сочи, то теперь расширим поиск до Ростова, Ставрополя, Волгограда и Краснодарского края».

«Многие жители российских регионов с удовольствием рассматривают предложения на юге, — говорит Бондарева из Kelly Services SIC. — В основном переезжают молодые люди, которые мечтают жить на море, в тепле, зелени и фруктовом изобилии». Среди обратившихся в EF English First каждый второй кандидат искал работу уже в связи с тем, что собирался перебраться в Сочи, подтверждает Пруидзе.

Где взять людей?

Всего, по данным управления по образованию администрации Сочи, в городе обучается свыше 25 000 студентов: 14 вузов готовят специалистов с высшим образованием и 13 колледжей – со средним техническим. К 2014 г. людей нужно будет в несколько раз больше. Так, на олимпийских объектах во время Игр будет задействовано более 60 000 человек на 50 различных направлениях деятельности, подсчитали в пресс-службе оргкомитета «Сочи-2014»: это число включает постоянных и временных сотрудников оргкомитета (около 7000), персонал подрядных и партнерских организаций (около 38 000 человек), волонтеров Игр (около 25 000). Отдельная тема – индустрия гостеприимства. Только для вновь построенных гостиниц нужно будет набрать до 40 000 новых сотрудников, а с учетом других отраслей сферы услуг это число приблизится к 100 000.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments