Rose Group, принадлежащая структурам ВЭБа, хочет тиражировать формат универмага "Цветного" в других торгцентрах Москвы. Первая точка может появиться в "Метрополисе" на севере столицы. Между тем сам "Цветной" на одноименном бульваре три года с момента открытия оставался убыточным.
Rose Group (на бирже котируется как RGI; 74% принадлежит структурам ВЭБа), сообщил "Ъ" ее гендиректор Андрей Нестеренко, рассматривает возможность тиражировать в Москве формат универмага "Цветной". Модель подразумевает продажу на одной площадке мультибрендовых товаров различных ценовых сегментов и категорий (от аксессуаров до одежды, от продуктов питания до товаров для дома). По такой концепции в России работает финская Stokmann Group (развивает шесть универмагов "Стокманн" в Москве и области и по одному в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге) и британская сеть Debenhams (пока открыла один магазин в ТРЦ "Мега Белая дача"). Ритейлеры арендуют в крупных торговых центрах под торговые точки в среднем 0,6-1 тыс. кв. м.
Несколько консультантов на рынке недвижимости знают о переговорах по размещению "Цветного" на севере Москвы во второй очереди ТРЦ "Метрополис" (владелец Morgan Stanley и Hines). Один из них считает, что подходящей площадкой для универмага может стать строящийся на юге столицы River Mall, принадлежащий "Практика Девелопмент" экс-сенатора Сергея Гордеева. Булат Шакиров, занимающийся проектом River Mall, говорит, что не ведет переговоров с Rose, но заинтересовался концепцией.
Идея тиражировать "Цветной" родилась после обращения девелоперов ряда торгцентров, утверждает господин Нестеренко. Rose, продолжает он, изучает два варианта развития проекта — привлечение в партнеры ритейлера либо продажа доли в компании, на которую оформлен операционный бизнес "Цветного" (без здания). Для продвижения отдельных универмагов нужен бюджет из расчета $2 тыс. за 1 кв. м, но с поиском подходящих площадок могут возникнуть трудности, предупреждает управляющий директор Esper Group Дарья Ядерная. Чтобы развивать свои магазины по модели "Стокманн", добавляет эксперт, Rose должна заключать договоры аренды с девелоперами еще на этапе проектирования торгцентров.
"Цветной", открытый на одноименном бульваре в 2010 году, только в 2013 году впервые принес небольшую операционную прибыль — $600 тыс. Вскоре после открытия универмаг был оценен в $228 млн, плюс на нем числится долг, составлявший на конец 2013 года $138 млн. Чистой прибыли у "Цветного" нет и сейчас из-за расходов на обслуживание долга (около $11 млн в год) и высоких маркетинговых расходов, уверена аналитик Sberbank-CIB Юлия Гордеева. Оборот "Цветного" в 2013 году вырос на 15%, до $99 млн, выручка — на 23% до $24,3 млн. Собственные продажи универмага остались на прежнем уровне ($8,3 млн), концессионные выросли на 39%, до $16 млн. Чтобы универмаг окупался с процентами, выручку нужно увеличить на 46%, подсчитала госпожа Гордеева.
Между тем из-за снижения покупательского спроса и ослабления рубля та же Stokmann несет потери в России и на Украине, где по итогам 2013 года выручка ритейлера сократилась с € 371,8 млн до €345,7 млн, убыток составил €6,4 млн против €800 тыс. прибыли в 2012 году. В 2014 году Stokmann Group собирается закрыть в России более 20 своих магазинов Seppala. Но среди иностранцев есть те, кто по-прежнему заинтересован в выходе на российский рынок, отмечает начальник департамента торговых площадей JLL Татьяна Ключинская. Среди таковых она называет Galeries Lafayette, House of Fraser, Harvey Nichols.