Мнение эксерта: Сергей Самойлов, руководитель группы развития торговых центров сети гипермаркетов «Карусель»

 

— Сергей, назовите наиболее значимые события на рынке торговой недвижимости с 2005 по текущий год.

— Наиболее значимым событием, по моему мнению, является выход проекта торгово-развлекательного центра «МЕГА» шведской компании IKEA за пределы Московского региона – в Казань, Екатеринбург, Нижний Новгород, Санкт-Петербург.

— Какие перспективы у рынка в 2007 году?

— Будет происходить дальнейшее смещение акцентов в строительстве торговых центров из Москвы и Санкт-Петербурга в сторону городов-миллионников и городов с населением от 500 тыс. человек.

— Какие форматы ТЦ наиболее актуальны на сегодняшний день на российском рынке?

— Сегодня на российском рынке наиболее востребованы «классические» ТЦ, расположенные в черте города, имеющие  площадь от 30 до 80 тыс. кв. м, с якорным оператором в формате «продуктовый гипермаркет» и включающие обязательную развлекательную часть.

— Сергей, скажите, ожидается ли появление новых форматов ТЦ? Какими они будут?

— Развитие торговых центров в России происходит с учётом богатого мирового опыта строительства подобных объектов. В настоящий момент все существующие форматы ТЦ уже представлены в России и, прежде всего, в Москве. В ближайшее время следует ожидать бурного развития Ритейл Парков.

— Что такое международный стандарт ТЦ? Какими характеристиками должен обладать объект торговой недвижимости, чтобы ему соответствовать?

— Международный стандарт ТЦ это грамотная концепция, подразумевающая удачное местоположение, хорошую посадку на земельном участке,  презентабельные фасады, удобную навигацию для покупателей, обширную парковку для автомашин, взвешенный подбор арендаторов в торговой зоне, наличие фуд-корта, мультиплекса и развлекательной зоны. 

— Считается, что доля сетевых девелоперов, специализирующихся на торговой недвижимости, по-прежнему остается незначительной. Почему так?

— Во многом это обусловлено тем, что развитие сети торговых центров требует с одной стороны значительного объёма финансовых средств, а с другой – наличие серьёзной команды специалистов в области девелопмента.  В настоящий момент происходит консолидация инвестиционных пакетов и формирование профессиональных команд в рамках девелоперских компаний, усилия которых направлены, в первую очередь, на поиск подходящих земельных участков для размещения торговых центров.

— А как обстоят дела с появлением на российском рынке торговой недвижимости новых серьезных игроков?

— На российский рынок торговой недвижимости активно выходят известные западные девелоперские компании, которые уже сегодня занимаются реализацией проектов в различных городах России.

— Как изменилось отношение властей к сегменту ТЦ в сравнении с прошлым годом?

— Власти в целом, и региональные власти в частности, постепенно приходят к пониманию того, что торговые центры являются необходимой составляющей инфраструктуры современного города.

— Каково значение якорных арендаторов для ТЦ и для его посетителей?

— Якорные арендаторы для посетителей являются наиболее часто посещаемыми магазинами, формирующими, в свою очередь, основные покупательские потоки торгового центра.

— Какие регионы являются наиболее и наименее насыщенными на рынке торговой недвижимости?

— На сегодняшний день наиболее насыщенными регионами на рынке торговой недвижимости являются города-милионники. В данный момент идёт активное освоение городов с населением от 500 тысяч человек. Наименее развитыми, с тоски зрения насыщенности торговыми площадями, остаются города с населением 100 – 400 тысяч человек.

— А какие регионы наиболее привлекательны для строительства торговых объектов?

—  Это опять-таки города милионники, в порядке убывания численности населения.

— Каковы критерии при выборе региона для строительства ТЦ?

— Важным критерием при выборе региона для строительства торгового центра следует признать наличие административного ресурса. Несомненно, необходимо учитывать уровень развития потребительской культуры у населения данного региона.

— В чем основные сложности для ритейлера в подборе торговых площадей?

— Основная сложность заключается в недостаточном предложении объектов, подходящих ритейлеру по техническим характеристикам, особенно для размещения крупноформатных торговых объектов в сегменте супермаркетов и гипермаркетов. Прежде всего, это касается региональных рынков.

— Каковы тенденции изменения арендных ставок в текущем году? Какими они будут в 2007?

— В различных регионах и различных сегментах торговой недвижимости тенденции изменения арендных ставок различны. В целом, в текущем году арендные ставки начинают стабилизироваться. Думаю, эта тенденция сохранится и в 2007 году.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar