Выручка компании LVMH за первый квартал этого года составила около €8,6 млн. Это на 100 млн меньше, чем в среднем прогнозировали аналитики. В ходе европейских торгов акции группы, которая является мировым лидером среди производителей предметов роскоши, падали почти на 5%. Подробности — у Альбины Хазеевой.
Франция — один из ключевых рынков для тех, кто торгует люксом. Страна остается самым популярным среди путешественников направлением в мире. В прошлом году ее посетили 84,5 млн человек. Прямой и косвенный вклад туризма в ВВП государства оценивается в 9%. Париж занимает вторую строчку в мире по количеству денег, которые тратят в городе иностранцы. Больше всего от покупателей из-за рубежа зависят дорогие бутики, отметила гендиректор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс.
"Продажи, особенно кожаных аксессуаров, напрямую зависят от туристического потока. До 15-20% — это продажи, которые совершают туристы. На самом деле, никакого катастрофического падения нет — это падение одного квартала, хотя действительно о падении продаж заявили и Kering group, и Prada Group, и, собственно говоря, LVMH", — рассказала "Коммерсантъ FM" Лебсак-Клейманс.
Помимо производителей предметов роскоши, под удар попали операторы отелей. В первые дни после терактов гостиницы заявляли об аннуляции большинства броней. В ноябре турпоток во Францию снизился на 10%, в декабре — на 20%, и восстановление происходит очень медленно. Сами французы тоже заметно снизили свои расходы на развлечения и некоторые категории товаров, заявила собственный корреспондент "Коммерсантъ FM" в Париже Дарья Злотникова.
"Даже супермаркеты в своих отчетах отмечали, что снизился спрос, например, на товары не первой необходимости: на алкоголь, на различные дополнительные продукты. Очень сильно пострадал общепит и рестораны, бары почувствовали серьезное снижение потока клиентов. Все надежды на летние месяцы, на то, что в Париж вернется тепло, и веранды снова будут полными", — сообщила Злотникова.
Негативные последствия для бизнеса после крупных терактов могут ощущаться месяцы и даже годы, как было в Соединенных Штатах. Основной причиной падения американского туристического рынка было системное усиление мер безопасности. В случае с атаками в европейских столицах эффект тоже будет долговременным, уверен руководитель Центра экономических исследований Института глобализации и социальных движений Василий Колташов.
"Он будет поддерживаться во многом терактами в других странах, потому что будет понятно, что если здесь что-то произошло, то может произойти еще когда-либо, поступают новости о том, что в других странах происходят аналогичные события. Люди постоянно слышат напоминание о риске, связанном с поездкой, поэтому вполне можно ожидать дальнейшего падения продаж, связанных с туризмом во Франции, вполне можно ожидать нечто подобное в Турции", — уверен Колташов.
Посчитать экономический ущерб от терактов крайне сложно, отмечают эксперты. Наиболее точно можно оценить немедленные финансовые потери. Так, после серии атак в марте Бельгии в первые сутки был нанесен вред в размере $4 млрд, заявили в банковской группе ING.