Rm представляет очередной и уже традиционный рейтинг крупнейших розничных компаний России по уровню долговой нагрузки. Кто по итогам 2011 г. оказался еще более закредитованным, чем год назад, а кто предпочитает расти без долгов?
Росту — быть
В начале октября совет директоров Центробанка РФ принял решение не повышать ставку рефинансирования, оставив ее на уровне 8,25% годовых. Но эта пауза вряд ли затянется надолго: участники финансовых рынков, кивая на рост цен и инфляционных ожиданий, полагают, что до конца этого года ставка все-таки будет повышена. Следовательно, будут дорожать и кредиты.
«Возможное наступление второй волны кризиса будет полностью зависеть от ситуации на международных рынках капитала. Уже сегодня в России наблюдается дефицит ликвидности, объем валового кредита со стороны в данный момент составляет порядка 3 трлн руб., и, по нашим оценкам, будет только увеличиваться, — говорит Равиль Нигматов, директор стратегического и организационного департамента „Абсолют Банка“. — При сохранении недостатка ликвидности процентные ставки продолжат расти для всех клиентских сегментов».
Представители большинства розничных компаний согласны: в 2011 г. средневзвешенная эффективная ставка увеличилась для них на 1–3 процентных пункта. «И, кстати, продолжает расти, — отмечает Станислав Беглов, генеральный директор компании „Рембыттехника“, — поскольку банки ждут очередного витка кризиса». Вместе с тем, среди ритейлеров есть и те, кому удалось добиться снижения стоимости заемных денег. Итак, как же изменился уровень долговой нагрузки и принципы управления ликвидностью крупнейших розничных компаний РФ в 2011 г.?
С рейтингом вы можете ознакомиться в новом Retailer Magazine (№3 (26), октябрь 2012).