Что нужно, чтобы согреться лучами солнечной Тосканы в промозглом Петербурге? — Всего 1,5 млн руб. и немного авантюризма. Именно это потребовалось сестрам Анне и Алене Ковалевым, чтобы открыть две лавки Pasta с настоящей итальянской пастой.
Мысли об открытии собственного дела давно не давали покоя Алене и Анне Ковалевым. Сначала они хотели открыть магазин кухонной утвари, но, листая однажды кулинарный журнал, Алена наткнулась на рекламу итальянской пасты и подумала: "Вау! Классно! Вот бы нам сделать что-то подобное".
Как нельзя кстати пришлась поездка на Венецианский карнавал в феврале 2012 г. "Русские девушки обычно привозят из Италии платья и туфли, мы же вернулись с тремя огромными чемоданами пасты и лапшерезкой, — вспоминает Алена Ковалева о своей первой поездке в солнечную страну. — Это был отличный шанс все разведать, а главное, попробовать настоящую пасту. В небольших гастрономических лавочках мы набрали кучу разных масел, соусов, пасты". Вернувшись домой, сестры взялись за дегустацию привезенного и изучение истории итальянских фабрик. В тот момент они твердо решили: специализированным лавкам Pasta в Северной столице — быть.
1,5 млн на старт-ап
Для старт-апа хватило собственных сбережений. Основная статья расходов — 700 тыс. руб. — пришлась на товарное наполнение: только пасты закупили 40 видов, по 2-3 коробки каждого (в коробке — 12−16 пачек). Порядка 300 тыс. руб. понадобилось, чтобы оплатить годовую аренду, еще в 500 тыс. руб. обошлись ремонт, вывеска и торговое оборудование. Таким образом, общий объем инвестиций в первую лавку Pasta составил 1,5 млн руб.; столько же потребовалось на вторую.
Первый магазин открылся в сентябре прошлого года в торгово-офисном центре River House (секция, 10 кв. м), второй — в феврале этого года в ТРЦ "Радуга" (остров, 8 кв. м). Сестры искали бóльшие площади, но в понравившихся ТЦ они оказались заняты. Вопрос с форматом бизнес-леди не считают для себя закрытым и планируют к нему вернуться уже в самом ближайшем будущем.
"Оба ТЦ нам понравились сразу: в „Радуге“ высокая проходимость, — рассказывает Алена Ковалева. — А River House привлек более платежеспособной аудиторией. Здесь средний чек рублей на 200 выше, чем в „Радуге“". В будний день в Pasta в "Радуге" покупку совершают 10 человек, в выходные — от 30. В River House обратная ситуация: в будни касса бьет десяток чеков, в выходные — меньше. "River House — вообще непредсказуемый комплекс: сумма чека здесь может составить и 300 руб., и 30 тыс. руб.", — говорит Алена Ковалева.
Еще как научат
Обязанности распределили сразу: Анне пришлись по душе логистика, ассортимент и интернет-продажи, Алена стала отвечать за продажи в целом и внутреннее убранство лавок. Каждая из сестер минимум раз в месяц сама встает за прилавок. Кроме владелиц, штатных работников пять: четыре продавца и водитель.
Обучением персонала занимается Алена. "Часто приходится слышать: „Почему у вас такие высокие цены? Пасту можно купить в десять раз дешевле“, — отмечает совладелица бизнеса. — Если продавец не знает технологических особенностей производства, он не сможет объяснить клиенту, чем наша паста отличается от продукции, предлагаемой сетевым магазином".
В лавках действует почасовая оплата труда: идею позаимствовали у "Кофейной Кантаты", где Алена работала и продолжает работать декоратором. По итогам месяца выплачиваются премии. Минимальная, стажерская, ставка составляет 80 руб. в час. Чтобы перейти на следующий уровень (100 руб. и выше), продавец должен пройти аттестацию: она проводится раз в 1,5−2 месяца и предусматривает письменный экзамен по итальянской кухне и истории страны.
Продолжение читайте в рубрике "Фишки" в новом Retailer Magazine (№1 (32), март 2014) прямо сейчас! Полная версия журнала доступна на любом устройстве: iPad, Android, Mac, PC всего за 99 руб.