Депутаты намерены реформировать систему привлечения иностранной рабочей силы в российских регионах. Авторы поправок в законодательство, первый зампред комитета ГД по обороне Сергей Жигарев (ЛДПР) и член комитета Алексей Журавлев ("Единая Россия"), считают, что нынешняя практика квотирования рабочих мест для иностранцев неэффективна, поскольку не учитывает реальные потребности в трудовых ресурсах на местах. Для оценки нехватки рабочих рук в конкретном субъекте они предлагают ввести индикатор нехватки собственных трудовых ресурсов.
По данным Росстата, которые приводят авторы законопроекта в пояснительной записке к нему, во всех российских регионах, кроме Москвы, Санкт-Петербурга и Чукотского АО, потребность в работниках в разы, а иногда и на порядки ниже числа безработных. То есть практически по всей стране имеется возможность покрыть нехватку рабочих рук за счет внутренних ресурсов, без привлечения гастарбайтеров. При этом правительство квотирует рабочие места для иностранцев без учета текущей ситуации в регионах, из-за чего эти квоты также часто значительно превышают реальную потребность в работниках. Налицо полная неэффективность нынешней системы квотирования иностранной рабочей силы, которая не отвечает целям первоочередного трудоустройства россиян и не соответствует стратегии национальной безопасности.
По мнению депутатов, не выдерживает критики и расхожий аргумент, что качество местных трудовых ресурсов не соответствует потребностям работодателей. Согласно постановлению правительства о выдаче квот на работу для иностранцев, 24% среди них — неквалифицированные рабочие, 6,4% — водители, 40% — промышленные рабочие, 3,2% — работники сферы услуг. То есть большинство квотируемых рабочих мест не требует образования выше среднеспециального. Между тем, по данным Росстата, 67,8% безработных российских женщин и 73,2% мужчин — это люди с опытом работы и могут быть трудоустроены.
Для устранения этого социально-экономического перекоса, который представляет угрозу социальной стабильности в стране, парламентарии предлагают для оценки потребности субъектов РФ в рабочей силе ввести обязательный, рассчитываемый для каждого региона индикатор нехватки собственных трудовых ресурсов: соотношение дефицита работников к числу безработных, имеющих необходимый трудовой опыт (для приблизительной оценки этой категории вводится дополнительный коэффициент 0,7). И только если полученный результат равняется или превышает 100%, то есть регион не в состоянии покрыть нехватку рабочих рук за счет внутренних ресурсов, возможно выделение квот на привлечение гастарбайтеров. Согласно этой формуле, на такие квоты может рассчитывать только Москва, для которой индикатор нехватки трудовых ресурсов составляет 135%.
— По моему убеждению, и Москва может обойтись без мигрантов. Но не можем мы ее отделить от остальной страны. В любом случае эта формула позволит оценить, сколько нам на самом деле нужно мигрантов — не на положении рабов, а нормальных работников. Это кардинально изменит отношение местных властей к собственному народу, они будут обязаны их переквалифицировать, обучать, создавать новые рабочие места для своих граждан, — уверен Алексей Журавлев.
Помимо этого депутаты предлагают аннулировать разрешение на работу для иностранцев после однократного нарушения миграционного законодательства, а не после повторного, как сейчас. И установить максимальную долю иностранцев в компаниях, которые работают в Москве и Петербурге, в 50%.
Председатель Общественного совета при ФМС, замзаведующего кафедрой управления миграционными процессами ГУУ Владимир Волох поддержал инициативу депутатов.
— Реформировать систему квот давно пора, — подчеркнул он.
Зампред комитета ГД по труду Елена Афанасьева (ЛДПР) соглашается, что система квотирования иностранного труда совершенно неэффективна, но считает, что ее реформа должна идти в комплексе с другими мерами.
— У многих наших безработных высшее образование, и они не готовы идти туда, где работают мигранты. Но в их регионах работы по их квалификации нет, а мобильность наших граждан довольно низкая, потому что на другом месте устроится, как правило, очень непросто, дорогое жилье и т.д., и они сидят годами на нищенском пособии. Я считаю, нужно повышать пособия по безработице, но при этом направлять безработных на общественные работы. И пусть они хоть раз в неделю метут улицы или помогают в больницах. Таким образом самолюбие людей не пострадает, но при этом и необходимость в труде мигрантов снизится, — рассуждает парламентарий.
Председатель профсоюза трудящихся-мигрантов Ренат Каримов считает, что прежде чем принимать новые законы, властям необходимо добиться, чтобы заработали уже действующие.
— Миграционная сфера уже регулируется очень жестко. Только законы не работают, потому что вся эта сфера насквозь коррупционна, — указывает профсоюзный лидер. — Да, систему квотирования надо менять. Но у меня такое ощущение, что эта инициатива сейчас направлена на то, чтобы отвлечь внимание общественности от других, гораздо более сложных проблем. Властям нужно создавать условия, чтобы повышалась мобильность россиян, чтобы для них переезд в другой регион, где есть для них работа, не был разорительным, чтобы была возможность недорого снять жилье и пр. А приняв еще один закон, ситуацию не исправить.