Недавний обмен санкциями между Россией и западным миром уже повлиял на рынок труда в нескольких странах Европы. Компания Valio заявила об отправке 800 сотрудников в неоплачиваемый отпуск. В Греции опасаются, что из-за запрета экспорта в Россию персиков и нектаринов обанкротятся многие местные фермеры.
Последствия санкций становятся заметны и в России и в конечном счете отразятся на большинстве из нас. У российских компаний, которые работают с поставками западных продуктов, возникли трудности, которые закончатся ростом цен, а где-то и сокращением персонала. Банки уже ограничены в доступе к дешевым и длинным деньгам. Если бизнес не вернет себе возможность дешево кредитоваться в Европе, рано или поздно последуют замораживание зарплат и увольнения. В некоторых отраслях стагнация видна уже сейчас, например, на авторынке, который за первые восемь месяцев года упал на 12%, что грозит как минимум увольнениями.
Короче говоря, за решениями в духе недавнего введения санкций всегда следуют кадровые перестановки, и в кругу моих партнеров это уже началось. Совладелец оптовой компании по торговле рыбой поделился, что в период отпусков у него не получится быстро перестроиться и найти новых поставщиков, а значит, придется сокращать сотрудников и повышать цены. Другой мой коллега, предприниматель, просто сидит дома, не работает и даже не пытает искать новую работу — выжидает развития ситуации. У него на этот счет целых три оправдания: лето, кризис и "никто сейчас не работает". Стоит ли таким образом реагировать на перемены?
В коучинге есть такое понятие — "память рептилии". Речь идет о естественной реакции людей на изменения, которая, как правило, всегда негативна. Пришел новый начальник – значит, нас всех уволят. Переезжаем в новый офис — нам там не понравится. Любая встряска воспринимается со страхом. Но мы всегда будем жить в переменчивом мире, и изменения нужно использовать себе на пользу.
Любой выход из зоны комфорта — возможность для роста. Не наша задача — обсуждать, нравится нам санкции или нет. Задача другая — сконцентировать свою энергию и направить в нужное русло. Cотрудники компаний, чей бизнес оказался под угрозой из-за санкций, сейчас могут выиграть, если не будут валяться на диване.
Каковы правильные стратегии действий в такой ситуации? Можно начать переговоры с западными компаниями об открытии их производства в России с использованием местного сырья. Сейчас время для открытия совместных предприятий, заключения новых контрактов, поиска альтернативных поставщиков. Менеджерам среднего звена из западных компаний или из компаний, зависящих от западных поставок, при опасности сокращения или ухудшений условий труда можно задуматься о переходе в крупные российские компании. Другой выход — использовать накопленные знания, чтобы открыть свой производственный бизнес: некоторые компании уйдут с рынка, но спрос не исчезнет.
Тем, кто не потеряет работу, расслабляться тоже не стоит. Это время лучше использовать для профессионального и личного роста — учиться и получать новые компетенции. Люди, готовые к смене работы, будут более востребованными. У них гораздо выше мотивация предлагать новые решения и быть полезными работодателям, и они могут потеснить тех, кто удобно устроился и надеется переждать.
Так было всегда в периоды, которые принято считать кризисными: одни компании сталкивались с необходимостью жестких реформ, а другие пользовались моментом и переманивали ценных сотрудников. В 1998 году, после кризиса, на рынке оказалось немало профессионалов, поработавших в западных компаниях — Mars, Coca-Cola и прочих, — которые в 1990-1992 годах приходили в Россию. Для российских компаний найм этих людей был шансом перейти на ступень выше, и многие этим шансом воспользовались. В 2004 году, во время так называемого банковского кризиса, компания Tupperware, которой я руководила тогда в России и странах СНГ, наоборот, расширяла дистрибуторскую сеть, увеличивая число сотрудников.
Активные действия — самая правильная стратегия во время перемен.