Предприниматели получили неделю, за которую попробуют убедить власти не вводить сборы, грозящие проблемами вплоть до закрытия малому бизнесу. На свою сторону они хотят привлечь Кремль.

Эксперимент федерального значения

В пятницу на думском комитете по бюджету должны были обсуждаться наделавшие на прошлой неделе много шума поправки в Налоговый кодекс, вводящие в России муниципальные сборы более чем с 20 видов бизнеса. Согласно документу, владельцы магазинов, кафе, автомоек и т.д. начиная с 2015 года раз в квартал будут платить до 600 тыс. руб. в виде фиксированной ставки (для небольших помещений) или 6 тыс. рублей за квадратный метр для больших помещений, причем эти ставки могут быть повышены до 10 раз.

Инициатор поправок, глава профильного комитета Андрей Макаров до пятницы хранил молчание, не комментируя суть законопроекта. До обсуждения на профильном думском комитете его не комментировали и в Минфине, где ранее разрабатывали собственную версию законопроекта о сборах.

В своем первом заявлении для журналистов Макаров попытался успокоить предпринимателей, заявив, что это всего лишь "классический налоговый эксперимент". Дело в том, что согласно законопроекту автоматически сборы вводятся с 1 января 2015 года только в муниципалитетах городов федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Для остальных регионов они могут появиться только через принятие отдельных федеральных законов.

"Когда говорят о том, что это [введение сборов] обрушит 70% малого бизнеса, то забывают о том, что… это практически только Москва", – уточнил Макаров. Более того, по его словам, "Москва нам здесь поясняла, что она хотела бы продумать этот вопрос и вводить своим законом [сборы] только со второй половины [2015] года". В  аналогичном ключе высказался директор департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина Илья Трунин: "Из того, что я прочитал, я увидел, что он на Россию-то не распространяется".

"А не хватит ли экспериментов над московским бизнесом? Его первым на кадастровую стоимость перевели, обложили налогом на имущество в дополнение к упрощенке, а теперь еще и сборы", – возмущается член президиума "Опоры России", представляющей интересы малого бизнеса, Алексей Небольсин.

Это схоже с порядком создания в России территорий опережающего развития (ТОР): согласно законопроекту о ТОР они могут создаваться на территории Дальнего Востока, а в других субъектах – на основании отдельного федерального закона. "Андрей Михайлович, видимо, пошел по такому же пути", – говорит Трунин. Свое отношение к предлагаемым размерам сборов он не высказал, сообщив лишь, что "не готов отстаивать правоту автора". РБК он уточнил, что "Минфин вырабатывает позицию по этим поправкам".

Кроме того, Макаров дал понять, что сборы не должны стать серьезным обременением для бизнеса, поскольку действующие налоги на предпринимателей могут уменьшаться на сумму сборов вплоть до обнуления. Это предложение Минфина, говорил ранее РБК источник в финансово-экономическом блоке правительства. Так, по мнению чиновника, можно будет побороть схемы занижения налоговой базы компаний в сфере услуг.

Макаров отказался отвечать на дополнительные вопросы РБК. Он утверждает, что не собирается отказываться от внесенных им поправок.

Кремль зовут в заступники

Однако бюджетный комитет в пятницу не стал торопиться с рассмотрением поправок о сборах, отложив вопрос на неделю. Кроме того, их открепят от других поправок в Налоговый кодекс, касающихся нефтяного налогового маневра (они были подготовлены ко второму чтению правительственного законопроекта), и обсудят в формате отдельного законопроекта. Соответственно, они не будут голосоваться уже 11 ноября, как это планировалось изначально.

За появившееся время представители бизнеса попробуют убедить власть в том, что сборы представляют собой угрозу как для 70% малых предпринимателей, так и для бюджета (аргументы см. во врезе). "Опора России" уже написала соответствующие письма в адрес премьер-министра Дмитрия Медведева, спикера Госдумы Сергея Нарышкина и помощника президента Андрея Белоусова (копии за подписью президента организации Александра Калинина есть у РБК). Она просит не принимать законопроект в нынешнем виде и провести его обсуждение с представителями предпринимательского сообщества.

Кроме того, накануне запланированного обсуждения поправок в Госдуме представители деловых организаций в пятницу провели предварительную встречу по поводу муниципальных сборов в администрации президента, в которой участвовал первый замглавы администрации Вячеслав Володин. Об этом РБК рассказали два источника в деловых организациях. По их словам, им было обещано "разобраться в ситуации". Один из собеседников РБК утверждает, что бизнес собирается также лично обратиться за поддержкой к президенту Владимиру Путину во время "Форума действий" (по формату напоминает итоговый съезд Общероссийского народного фронта), который может пройти 17–18 ноября.

Источник РБК в правительстве, участвующий в обсуждении поправок о муниципальных сборах в Госдуме и администрации президента, говорит, что бизнесу не стоит рассчитывать на серьезную корректировку параметров поправок.

Если к мнению бизнеса не прислушаются, сборы ударят по большей части малых предпринимателей, предостерегают в "Опоре России". Небольсин говорит, что, согласно законопроекту, новыми сборами облагаются и склады (торговля со складских помещений). Сборы, по его расчетам, исчисляются десятками миллионов рублей (например, на склад площадью 30 тыс. кв. м). И без того со следующего года малый бизнес на упрощенке и вмененке начинает платить налог на имущество, а сама ставка налога на имущество в Москве вырастет с нынешних 1,2% от кадастровой стоимости до 1,5% с 2015 года.

Почему сборы не нравятся бизнесу

1. Поправки концептуально изменяют Налоговый кодекс – изменения вносятся в само понятие "сбор". По сути, вводя неконтролируемые местные налоги, законопроект называет их сборами. Это приведет к абсолютной неопределенности в сфере местного обложения. Кроме того, возможны злоупотребления в части введения местными властями дополнительных изъятий.

2. Чтобы избежать двойного обложения, поправками предлагается вычет сумм сборов из сумм налога (при применении общей системы налогообложения и УСН), что приведет к перераспределению доходов иных бюджетов и, как следствие, существенной доле выпадающих доходов, учитывая величину предлагаемой ставки.

3. Ставки не представляются обоснованными и разумными. Установленный, например, потенциально возможный к применению доход на патентной системе налогообложения в Москве по аналогичным видам деятельности составляет от 300 тыс. до 3 млн руб., то есть законодатель устанавливает данный годовой лимит дохода, в то же время в некоторых случаях ставки новых сборов равны этому доходу. По данным департамента торговли и услуг в Москве, на начало 2015 года будет закрыто около 15% всех предприятий питания, по данным Федерации рестораторов и отельеров, по России эта цифра может достигнуть и 20%. С учетом вводимых сборов доля существенно увеличится.

4. Для создания эффективной системы взимания гостиничного сбора необходимо обеспечение полного контроля за передвижением лиц с туристической территории всеми видами транспорта. Большое количество отдыхающих размещается в частном секторе, что также делает администрирование сбора невозможным. Таким образом, взимание сбора будет возможно только в отношении лиц, прибывших по путевкам в гостиницы, санатории и аналогичные заведения. Это увеличит стоимость отдыха и создаст дискриминационные условия для отдыхающих. Также увеличение стоимости отдыха приведет к уменьшению туристических потоков, что, соответственно, снизит конкурентоспособность российских курортов.

5. Несмотря на необходимость решить проблему несбалансированности муниципальных бюджетов, поступления от сбора будут сконцентрированы в экономически успешных крупных городах (Москва, Санкт-Петербург), а значит, эти меры не решают проблемы дефицитности бюджетов других городов и районов. Введение в одном муниципалитете одного сбора, а в другом иного или не введение никаких будут стимулировать отток из одного муниципалитета на другие территории предпринимательства, что не окажет положительного эффекта на муниципалитеты, которые нуждаются в этих поступлениях.

6. Инициативы публично не обсуждались с предпринимательским сообществом, в то время как именно на эту категорию новеллы окажут максимальное давление. Изменения в законодательстве не рассылались ни в законодательные органы власти регионов, ни предпринимательскому сообществу. Кроме того, если первоначально вносились изменения в налоговое регулирование нефтегазового сектора, то в новой редакции законопроект касается всего предпринимательского сообщества. Расчеты и финансовое обоснование принятия новых норм, соответственно, сделаны некорректно и не учитывают изменение модели поведения предпринимателей.

Источник: письмо президента "Опоры России" премьер-министру Дмитрию Медведеву

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments