Во Владивостоке начался процесс сворачивания продуктовых торговых сетей. Холдинг ДРК распродает принадлежащую ему сеть Red Mart, а производитель мясопродуктов «Ратимир» сокращает количество своих торговых точек. По мнению экспертов, это вызвано снижением рентабельности продуктового ритейла, а также тем, что у владельцев владивостокских торговых сетей имеется другой бизнес и они «профессионально не концентрируются» на розничной торговле.

Как стало известно „Ъ“, холдинг «Дальневосточная Региональная Компания», контролируемый депутатом законодательного собрания Приморского края Евгением Оломским, выставил на продажу принадлежащую ему продуктовую торговую сеть Red Mart (до 2007 работала под названием «Супермаркет 24 часа»). Наблюдатели отмечают, что у ДРК (структура объединяет различные виды бизнеса, в том числе строительные и торговые компании, автосервисы и др.) возникли сложности с реализацией строительных объектов, а компании нужны средства на выполнение кредитных обязательств перед банками, поэтому и было принято решение продать торговую сеть.

Связаться с владельцем ДРК Евгением Оломским в течение нескольких рабочих дней „Ъ“ не удалось: его рабочий телефон не отвечал. В отделе продаж компании на вопрос „Ъ“ о стоимости и финансовых показателях магазинов Red Mart заявили, что подобные вопросы обсуждаются при личной встрече, поскольку «много объектов, все разные, везде свои нюансы».

Во Владивостоке в настоящее время представлены торговые сети «Парус», Red Mart, ВЛ-Март, розничные сети производственных компаний «Ратимир», «Владхлеб», «Уссурийский бальзам», несколько магазинов под разными названиями принадлежат «Торговому дому „Тихоокеанский“». По оценкам экпертов, они занимают около 30% рынка торговли продуктами. Участники рынка считают, что в нынешних условиях Red Mart не удастся продать торговую сеть как бизнес, поэтому отдельные магазины будут оцениваться, исходя из стоимости недвижимости и земельных участков, а также оборудования, если покупатели будут намерены сохранить профиль. Один из участников рынка, пожелавший не называть себя, охарактеризовал перспективы Red Mart по реализации торговой сети как «не самые лучшие». «Рассчитывать, что кто-то купит в нынешних условиях торговую сеть за достойную цену, не приходится: все потенциальные покупатели понимают, что надо немного подождать и можно будет их купить совсем недорого».

Сокращать свою торговую сеть начал и приморский производитель мясопродуктов «Ратимир». Директор компании «Альпари-Консалтинг» Феликс Степанец считает, что при падении покупательского спроса производственным компаниям может быть нерентабельно содержать разветвленную сеть продаж. С ним согласен и зампредседателя Приморской торгово-промышленной палаты Владимир Денисов: «Вначале крупным производителям было выгодно иметь карманную розничную сеть, но теперь она отягощается, появляется все больше издержек».

Между тем, как отмечают эксперты, во Владивостоке наметилась тенденция перемещения объемов продаж в продуктовой рознице из супермаркетов на оптовые рынки, и это вызвано не только снижением потребительского спроса. «У большинства ритейлеров в приморской столице нет профессиональной концентрации на самой розничной торговле. Как правило, собственники занимаются чем угодно — политикой, строительством, спекуляцией земельными участками и так далее, но только не самой розницей. Если раньше все это могло компенсироваться высокой наценкой, то сейчас покупатели очень внимательны к цене. Естественно, выручка падает и перетекает на контейнерные рынки», — рассказал „Ъ“ один из участников рынка, пожелавший остаться неназванным.

Вице-президент компании «В-Лазер» (владеющей сетью ВЛ-Март) Сергей Митрофанов считает, что в продуктовом ритейле особенно пострадают те, кто набрал слишком много кредитов. «Проблема номер один сегодня — возврат долгов по кредитам. Вторая проблема, которая еще недавно была первой, — нехватка оборотных средств: если в других торговых сферах продажи могут упасть втрое, и ты еще будешь балансировать на грани, то в продуктах потеря 10–15% оборота может привести к серьезным проблемам», — пояснил менеджер.

Владимир Денисов считает, что для розничных сетей «настало время корректировки курса». Он пояснил: «Многие компании сейчас пересматривают планы развития розничного бизнеса. Просчитывают различные варианты — содержания общей сети и отдельных розничных точек, учитывая не только увеличение арендных платежей за недвижимость и землю, но и необходимость решения налоговых вопросов». При этом господин Денисов выразил большое сомнение в том, что в период кризиса, когда приморские ритейлеры начинают избавляться от активов, на этот рынок придут крупные федеральные сети. «Я осторожен в прогнозах, и считаю, что московский ритейл придет сюда не раньше, чем через два года», — предположил собеседник.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments