Сергей Беляков, замминистра экономического развития:
"Деофшоризация экономики, которую затеяло правительство, не будет успешной, пока мы не поймем одну простую вещь: причина оттока капитала из России — это излишне жесткое отношение государства к предпринимателям. Растущий объем капитала, который российский бизнес предпочитает выводить за рубеж, напрямую связан с запретительной моделью отечественной экономики".
Вадим Дымов, владелец сети книжных магазинов "Республика", сети ресторанов "Дымов №1", основатель "Дымовского колбасного производства":
"Кризис — не лучшее время для старт-апов и инноваций. Нужно сфокусироваться на самом главном направлении бизнеса, понять, на чем именно ты зарабатываешь, где конкретно. Лучше приостановить все инновационные проекты и сконцентрироваться на том, что ты делаешь ежедневно. В первую очередь я бы постарался максимально скинуть с себя все кредиты и сфокусировал бы внимание на направлениях, которые приносят наибольшую прибыль. Во-вторых, урезал бы расходы".
Олег Сипетый, совладелец красноярской группы компаний "Командор" (о поддержке местных производителей):
"Это разумная и прагматичная позиция. Местных производителей мы можем контролировать на предмет качества продукции. Опять же, снижаются затраты на логистику. […] Но, подчеркну, для нас местное — это не прописка в Красноярском крае, а то, что близко и, главное, качественно. Максимальное транспортное плечо, чтобы фреш доставлять, — 600 километров. Новосибирск, к примеру, уже не входит в этот радиус, самое далекое на юге — это Саяногорск".
Виктор Алексеев, генеральный директор "Кристалл-Лефортово":
"Как бы ни было сложно работать с ритейлерами, но производители алкоголя около 50% своей продукции продают через сетевую розницу. Доля несетевых магазинов неизбежно сокращается. […] В будущем сети не смогут закручивать гайки, иначе им придется работать с парой-тройкой крупнейших игроков. В итоге потребитель устанет от однообразия ассортимента и перестанет покупать алкоголь в сетевых магазинах. Нужен баланс, при котором поставщики будут работать над рентабельностью и тем самым компенсировать затраты на дистрибуцию в сетях, а ритейлеры выработают адекватную систему листинга и бонусов".
Илья Ярошенко, владелец и генеральный директор Baon:
"Мы всегда открыты для новых возможностей, а Крым для нас — это тоже новые возможности. Но для начала работы необходимо как минимум выстроить финансовую систему в регионе, наладить логистику. Думаю, что первым каналом продаж на этом новом для нас рынке станет Интернет. И здесь самое важное — опять же логистика. Вторым каналом может стать франчайзинг."
Илья Якубсон, президент ГК "Дикси":
"В первую очередь мы, ритейлеры, нуждаемся в линейных сотрудниках магазинов и распределительных центров. Такое положение дел сохраняется не первый год, и чем географически ближе к большим городам, тем ситуация острее. Только на Москву приходится почти 60% всех вакансий. У "Дикси" и многих других крупных торговых операторов столицы проблема общая — новые магазины мы вынуждены открывать с комплектностью 50–70%, а иногда и меньше".
Флун Гумеров, основатель и генеральный директор ГК "Алмаз-Холдинг":
"Ювелирный рынок был растущим в 1990-е годы, стал насыщенным и становится распределенным. При распределенном рынке, конечно, останутся только сильнейшие… Когда рынок был ненасыщенным, можно было допускать ошибки: если товар не уйдет в Москве, то уйдет в Казани или Владивостоке. Когда рынок насыщенный, цена ошибок больше. Одна из самых страшных угроз для прибыли — это неликвид, ты можешь всю прибыль перевести на это. А когда рынок перераспределенный, ты уже не имеешь права на ошибки".