Лидером по темпам роста рынка розничной торговли в России является Казань, Челябинск, Краснодар и Екатеринбург. Такой вывод сделали аналитики INFOLine, проведя анализ состояния розничного рынка в регионах России.
В Казани розничный товарооборот за 2005-2008 гг. вырос более чем в два раза, по сравнению с общероссийскими данными — 1,66. Москва, Самара и Волгоград продемонстрировали темпы роста ниже среднероссийских. Аналитики связывают это с насыщением потребительского рынка в Москве и ухудшением экономической ситуацией в Самаре и Волгограде.
По оценкам NFOLine, лидером по уровню развития сетевой розничной торговли в целом и доле гипермаркетов в 2006-2008 гг. остается Санкт-Петербург. Высококонкурентными с точки зрения развития сетевой розничной торговли эксперты признают города с 40% долей розничного рынка у организованного ритейла – Санкт-Петербург, Ижевск, Новосибирск, Саратов, Нижний Новгород и Волгоград. В то же время Саратов, Волгоград и Новосибирск характеризуются менее развитым сегментом «супермаркет» и превалированием магазинов «у дома» и гипермаркетов.
По данным исследования «Торговые сети FMCG России», невозможностью организации эффективной региональной экспансии в форматах «магазин у дома» и «супермаркет» объясняется высокий интерес к развитию формата «гипермаркет». «В 2007-2008 гг. до 50% прироста торговых площадей крупнейших ритейлеров пришлось именно на данный формат. В результате в 2008 г. в большинстве городов доля гипермаркетов в структуре оборота сетевой розничной торговли существенно увеличилась, в том числе в Нижнем Новгороде – почти на 10%; в Волгограде, Уфе и Краснодаре – более чем на 8%; в Казани, Перми и Ростове-на-Дону – более чем на 5%», — сказано в исследовании.
По прогнозам экспертов INFOLine, в 2009 г. в результате резкого ухудшения финансового положения федеральных и местных ритейлеров доля торговых сетей в обороте розничной торговли продовольственными товарами в большинстве городов вырастет несущественно или стабилизируется. Аналитики INFOLine считают, что важнейшим драйвером развития ритейла в 2009 г. будет не сокращение доли несетевой торговли, а замещение местных сетей федеральными.
«В ряде регионов крупнейшие местные сети, занимающие значительную долю рынка, испытывают финансовые сложности («Матрица» в Уфе, «Эдельвейс» в Казани) или обанкротились («Незабудка» в Челябинске, «В яблочко» в Саратове), что открывает возможности открытия на освободившихся местах новых торговых объектов федеральных ритейлеров», — считают эксперты.