О состоянии и особенностях формата street-retail Москвы рассуждает спикер "Retailer congress 2011. Street retail" Ольга Збруева, руководитель департамента по работе с клиентами Astera в альянсе с BNP Paribas Real Estate.
— На рынке стрит-ритейла Москвы можно выделить несколько ярких тенденций. Во-первых, усилилось присутствие сетевых операторов ритейла. Это стало результатом сокращения по сравнению с 2009 г. непрофильных игроков-ритейлеров и представителей сферы услуг, а также ухода с рынка узкоспециализированных магазинов (мебель класса «премиум», винотеки, элитные ателье мод и т.д.).
Во-вторых, отмечу продажу непрофильных активов и замену арендаторов в проданных помещениях. Например, помещения банка «Глобекс» и помещения сети магазинов «Арбат Престиж».
В-третьих, более чем на 50% увеличился активный спрос со стороны арендаторов, представляющих торговые компании, банки, а также компании, предлагающие услуги населению и юридическим лицам.
В-четвертых, произошел возврат к докризисным условиям аренды со стороны арендодателей по наиболее востребованным помещениям формата стрит-ритейл. Это подразумевает не только размер арендных ставок, но и сокращение сроков арендных каникул с 2-3 месяцев до 2-4 недель, возврат к ежегодной индексации в договоре аренды, которая составляет от 7 до 10% либо рассчитывается из показателя официальной инфляции на основе данных Росстата по итогам года.
С начала 2010 г. более чем на 60% помещений, экспонируемых на рынке, замена арендаторов происходила в связи с пересмотром арендной ставки в сторону возврата к докризисным. С начала 2010 г. арендные ставки на наиболее востребованные помещения выросли более чем на 25%, а на ликвидные помещения, находящиеся в местах со средней проходимостью или на удалении от метро — более чем на 20%. В дальнейшем по самым популярным торговым улицам ежегодный рост арендной ставки составит минимум на 22-25%.
Считаю, что решение нового мэра о приостановке строительства крупных торговых объектов в центре Москвы, а также о сносе ларьков и павильонов возле метро даст новый импульс для развития сегмента помещений стрит-ритейла.
В рамках «Retailer congress 2011. Street retail» я приму участие в дискуссии «Рынок street-ритейла. Тренды развития», где планирую обсудить street-ритейл в проектах комплексной застройки; состояние и особенности формата; прогнозы и перспективы развития; влияние владельцев помещений на формирование основных торговых коридоров.
Справка:
Ольга Збруева закончила в 1985 г. исторический факультет Московского государственного педагогического университета (МПГУ).
В 2004-2006 гг. занимала должность руководителя департамента маркетинга в компаниях Paul’s Yard и Leeds Property Group. В 2006-2009 гг. работала в холдинге РОСС Групп, где возглавляла департамент консалтинга. С 2009 г. Ольга является руководитель департамента по работе с клиентами компании Astera.