Похоже, что для некоторых участников рынка розничной торговли кризис — шанс для хорошего старта. Комиссионные магазины — советский аналог западного «секонд-хэнда» — переживают второе рождение.
Министр правительства Москвы, руководитель департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир Малышков заявил на апрельской конференции, что количество комиссионных магазинов за последнее время увеличилось примерно в 2 раза.
Его слова подтвердила начальник управления координации непродовольственной торговли департамента Татьяна Корнешова. По ее данным, на 1 июля 2008 г. в Москве функционировало 25 таких магазинов, а на сегодняшний день их уже 45.
Комиссионкам быть
К слову, департаментом потребительского рынка и услуг Москвы разработан план антикризисных мероприятий, согласно которому префектуре каждого округа рекомендовано до конца текущего года открыть по две точки комиссионной торговли.
Эксперты рынка согласны: в период кризиса комиссионки могут развиваться. Наталья Сазонова, руководитель отдела исследований компании Knight Frank, считает, что они с большой долей вероятности будут успешно функционировать на московском рынке.
Генеральный директор компании Art Properties Наталья Орешина также считает идею развития подобных магазинов «неплохой». В период экономического роста почти ничем не сдерживаемое потребление привело к тому, что у людей накопилось много лишних вещей, купленных необдуманно, которые они с радостью принесут обратно и обменяют на деньги, уверена Орешина.
По ее словам, комиссионные магазины — бизнес, выгодный с точки зрения финансирования, так как товарные запасы формируются за счет комитентов — людей, желающих продать товары и получающих деньги уже после продажи. «По существу, комиссионный бизнес — это бизнес на чужие деньги», — говорит специалист.
Однако появления большого количества комиссионных магазинов, по ее мнению, ждать не стоит. Возможно, этот формат найдет нишу, но вряд ли это будет массовая экспансия. Аналог комиссионки — блошиный рынок. Он всегда существует в ограниченном объеме и находит своих приверженцев, рассуждает Орешина.
«В принципе, почва для развития “комков” благодатная — рост безработицы и снижение доходов населения. С другой стороны, вряд ли этот вид бизнеса получит глобальное развитие. Управление таким форматом не подразумевает каких-либо стандартов, а развитие ограничивается открытием одного магазина», — соглашается с коллегой руководитель отдела агентских услуг компании «Магазин магазинов в ассоциации с СB Richard Ellis» Дмитрий Бурлов.
На балансах банков и компаний копится имущество, конфискованное у заемщиков, не исполняющих кредитные обязательства. Полученное в счет оплаты долгов, оно не представляет для кредиторов особой ценности — они заинтересованы в его сбыте, рассуждает управляющий партнер компании Panorama Estate Омар Гаджиев. Потребители со своей стороны заинтересованы в товаре по бросовой цене.
Учитывая государственную поддержку малого бизнеса, можно предположить, что спрос со стороны индивидуальных предпринимателей на подобный формат будет, считает он.
Сеть «комков»
Сетевых комиссионных магазинов в России пока нет, но некоторые ритейлеры уже заявили о намерении развивать данное направление, делится Сазонова.
К примеру, этот формат уже заинтересовал совладельца торговой сети «Эльдорадо» Кирилла Новикова, который намерен заняться продажей подержанных товаров и открыть сеть комиссионок «Комок». Правда, предприниматель ориентирован не на обычный тип комиссионных магазинов, знакомый большинству населения, а на сегмент дорогих подержанных товаров. Независимые эксперты считают это решение правильным маркетинговым расчетом.
Люди пойдут в комиссионный магазин, если в нем все будет цивилизованно организовано, соглашается Гаджиев. «Дело в том, что в России у большинства людей комиссионка чаще всего ассоциируется с чем-то второсортным, некачественным. Сформировался стереотип, что такие магазины посещают люди низшего класса», — объясняет он. Но если, к примеру, сеть Новикова станет узнаваемой, то вполне можно задуматься о развитии франчайзингового направления, подытоживает эксперт.
«Не думаю, что люди станут больше посещать комиссионные магазины, — считает Орешина. — Покупатели просто переключатся на более дешевый сегмент. Выбор товаров на рынке позволяет находить достойные вещи по разумной цене. А психологическое восприятие “вторичного” рынка всегда будет препятствовать его развитию». Кризис заставляет потреблять меньше и переключаться на более дешевые бренды. Если, конечно, оговаривается она, не найдутся люди, которые возьмутся популяризовать формат.
Как вписаться в ТЦ
По словам Натальи Давиденко, руководителя департамента брокерских услуг компании Astera, площадь магазина, подходящего под комиссионный бизнес, должна быть от 20 до 60 кв. м, а арендная ставка — не более 50 000-80 000 руб. в месяц.
Такие торговые точки могут быть расположены только в объектах стрит-ритейла, считают консультанты. В формат современных ТРЦ подобные магазины не вписываются.
Какова должна быть концепция торгового центра, имеющего в составе арендаторов комиссионный магазин, задается вопросом Сазонова. Скорее всего в качественных торговых объектах, таких как ТЦ «Атриум» или ТЦ «Европейский», комиссионка могла бы стать своеобразным «аттракционом», развлекательной составляющей и предлагать, например, еженедельные шоу-аукционы и т. д.
С другой стороны, неизбежен конфликт между владельцами комиссионного магазина и арендаторами, предлагающими те же бренды, только из коллекций нового сезона.
Кроме того, покупатели могут негативно отнестись к появлению в ТЦ комиссионного магазина и утратить лояльность к торговому объекту в целом. А вот в составе outlet-mall или в сток-центре комиссионка может стать вполне привлекательным якорным арендатором.
Наличие подобных точек вряд ли будет являться желанным для собственников ТРЦ, соглашается Гаджиев. Это непосредственно влияет на имидж объекта и на отношения других арендаторов к подобному соседству. Хотя, оговаривается он, при правильной планировке такое возможно. Должны быть соблюдены условия, позволяющие выдержать ценовой и имиджевый уровень. Также необходимо обеспечить отсутствие прямой конкуренции между «соседями» (когда продаются точно такие же товары, но за меньшие деньги).
Ни один комиссионный магазин не осилит даже «кризисные» ставки в ТРЦ, уверяет Константин Королев, гендиректор компании Smart Property. С психологической точки зрения наличие такого магазина в торговом центре может отпугнуть его потенциальных клиентов. Не многие хотят афишировать тот факт, что они сдают вещи в комиссионный магазин или тем паче приобретают их там.
Услуги этих торговых точек можно отнести к категории услуг особого спроса, и потребитель готов разыскивать их специально, у самого магазина нет потребности в высокой проходимости. Достаточно разместить рекламу в людном месте и указать на ней точный адрес, завершает он.