Антонина Бабосюк вернулась на рынок ювелирного ретейла России после двух лет уголовного преследования и четырех лет реанимации разрушенного бизнеса. На месте прежнего флагманского магазина на Старом Арбате, 23 открылся новый "Алтын", в котором продаются украшения, изъятые ФСБ в 2009 г.

Пока это единственная торговая точка "Алтына" в России, не считая интернет-магазина при заводе в Петербурге. По одному магазину работает в Киргизии и Казахстане, одна точка — в Дубае.

"Мы вернулись надолго и собираемся завоевать рынок", — заявляют сейчас в компании. Кроме эмоций "Алтын" приготовил конкурентам и покупателям и более весомые аргументы. Так, заявляется, что изъятые в 2009 г.  украшения (тогда говорилось о 1,5 тоннах золота) удалось вернуть в магазины, и они продаются сейчас по ценам того же 2009 г. При том, что в августе 2009 г., по данным ЦБ грамм золота стоил 973 руб., а сейчас — 2195 руб.

Открытие обновленного магазина прошло тихо. Многие представители рынка не в курсе, что легендарная Антонина Бабосюк снова хочет завоевать рынок. При том, что в 2009 г. говорить о серьезном положении на рынке "Алтын" мог всего с шестью магазинами в Москве, Санкт-Петербурге и Омске, а сейчас у лидеров отрасли сотни магазинов в десятках городов страны (правда, большинство — по франчайзингу). Рынок сильно изменился за последние шесть лет, и одним только снижением цен успеха вряд ли удастся добиться.

Когда-то фотографии яркой блондинки Антонины Бабосюк в золоте и бриллиантах украшали рекламные постеры ювелирного холдинга "Алтын". Она была вице-президентом и совладелицей "Алтына" Второй владелец — ее супруг Владимир Феньков. В России компания появилась в 2005 г. и сразу начала агрессивное продвижение на рынок яркими рекламными компаниями и маркетинговыми акциями, а самое главное — низкими ценами. В Москве, Петербурге, Омске один за другим открывались магазины. Считалось, что это крупнейшая сеть в СНГ, за счет большого количества магазинов в Киргизии и Казахстане. Однако оборот, компания не раскрывала.

В 2009 г. на холдинг обратили внимание  правоохранительные органы. Сразу надо отметить, что все предъявленные обвинения компания успешно опровергла, и все претензии сейчас следует считать выдумкой. Однако тогда со ссылкой на правоохранительные органы сообщалось, что "Алтын" якобы занимается контрабандой.

Следователи подозревали, что компания производила золотые украшения в ряде стран СНГ, где на товар ставились поддельные российские клейма, после чего он контрабандно доставлялся в РФ в магазины "Алтына". Антонина Бабосюк и ее муж Владимир Феньков якобы покупали низкопробное золото в Турции, Китае, Объединенных Арабских Эмиратах и Италии, после чего переправляли его в Бишкек, где располагался один из заводов холдинга. В Киргизии на импортное золото ставились клейма высокой пробы, а затем драгоценные изделия переправлялись контрабандой через Казахстан в Россию.

История "Алтына" временами напоминала детектив, причем с элементами сюрреализма. В конце 2009 г. в  Тюменской области на границе с Казахстаном задержан курьер в повозке, запряженной лошадьми. На санях он перевозил драгоценности. Выяснилось, что он сотрудник сети "Алтын", а изъятые у него драгоценности — чуть ли не контрабанда. После этого в магазинах "Алтын" в Москве, Санкт-Петербурге и Омске оперативники провели обыски и изъяли 1,5 тонны украшений, стоимостью 100 млн руб.  Антонина Бабосюк и Владимир Феньков были взяты под стражу и помещены в изолятор в Лефортово, где провели два года.

Только 13 мая 2011 г. Верховный суд РФ удовлетворил кассационную жалобу адвокатов Бабосюк и постановил освободить ее под залог в 30 млн руб. Чтобы выйти на свободу, предпринимательнице не хватало 5 млн руб. Друзья и родные помогли собрать деньги, и в итоге ее и Владимира Фенькова отпустили в мае 2011 г. В декабре 2011 г. дело было закрыто Мосгорсудом  в связи с декриминализацией статьи "Товарная контрабанда". И бизнесмены  тут же пообещали, что вернутся на рынок. Осталось вернуть конфискованные украшения. На это ушло почти три года. А спустя какое-то время следователям пришлось вернуть и изъятое золото — 1,5 тонны. Следует отметить, что далеко не все изъятое золото принадлежало семье Бабосюк-Фенковых. Значительная часть ювелирных изделий в "Алтыне" была взята на реализацию у сторонних производителей и дистрибуторов, рассказывают участники рынка, и, в силу закрытости компании, сказать точно, какая часть из этой 1,5 тонны принадлежала владельцам "Алтына" — невозможно.

Внимание правоохранителей все эти годы к семье ювелиров было все таким же пристальным — в 2014 г. аэропорту Петербурга был задержан человек с грузом золота, якобы предназначенным для "Алтына". Правда, продолжения у той истории не было.

Теперь "Алтын" вернулся. Как, с чем и какую он выберет стратегию пока не известно и игроки рынка не спешат строить прогнозы.

Для большинства участников рынка открытие магазина стало сюрпризом. Так, генеральный директор сети Pandora Ольга Еремеева, и  Дмитрий Дроздецкий, директор по развитию сети Sunlight о возвращении "Алтына" узнали от корреспондента Retailer.RU. Рассуждать о стратегии вернувшегося конкурента, специалисты не стали. Правда, Дмитрий Дроздецкий заметил, что объемы у "Алтына" уже не те, что были до 2009 г. "Магазин на Арбате всего 300 квадратных метров, они ничем не отличаются от других", — заметил он. А представитель Ольга Еремеева, вообще заявила, что сейчас не самое лучшее время для открытия ювелирных магазинов. Эту позицию можно понять. По разным оценкам падение в отрасли ювелирного ретейла с начала года достигает 40%. Даже лидеры рынка с гордостью говорят о 11%-ом падении как о большом достижении, которого удалось добиться во многом за счет открытия десятков магазинов по всей стране.

По словам директора департамента продвижения ювелирной сети "585 Золотой" Александра Тарасова, больших изменений с приходом "Алтына", скорее всего, не произойдет, рынок устоялся и изменился за прошедшие шесть лет. "Но при этом — уникальное явление — "Алтын" вернулся на то же место на Арбате, где работал и раньше, — говорит Александр. — Это достойно уважения". При этом он отмечает, что "Алтын" в свое время, 15 лет назад, был для них примером для подражания и ориентиром. "Они первые на тот момент показали, что золото может быть доступно", — признается Александр Тарасов. Но формат дискаунтера уже не нов, и скорее всего, Антонине Бабосюк придется придумывать что-то новое.

"Мне сложно дать объективную оценку без знакомства с бизнес-концептом, но, на мой взгляд, принципиально на рынок возвращение "Алтына" не повлияет, — говорит Максим Вайнберг, исполнительный директор "Адамас". — Насколько можно судить по официальному девизу на сайте ("роскошь доступна каждому"), компания возвращается на рынок с концептом дискаунтера. В прошлом их бизнес-модель была успешна, и возможно компания хочет ее воссоздать. В тоже время за последние несколько лет  конкуренция в этом сегменте принципиально ужесточилась. Плюс реалии экономической конъюнктуры и общего падения спроса на товары не первой необходимости. Плюс колоссальные инвестиции, которых требует ювелирный ритейл. Откровенно говоря, жизнеспособную экономическую модель для нового старта представить сложно, если только это не уникальный продукт, который "взорвет" рынок".

5 1 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments