Кризис показал: никакого запаса предпринимательской активности в нашей стране нет, разводит руками Ольга Верховская, соруководитель проекта «Глобальный мониторинг предпринимательства» (Global Enrepreneurship Monitor — GEM) в России. Казалось бы, с падением ВВП уровень предпринимательской активности должен расти, но в России в 2009 г. он вырос совсем ненамного, утверждает она. Если в 2008 г. по общему уровню предпринимательской активности Россия занимала последнее место с показателем 4,4% (столько опрошенных причисляют себя к предпринимателям), то в 2009 г. показатель увеличился до 5,3%. России удалось опередить лишь одну страну — ЮАР. Уровень ранней предпринимательской активности (показывает долю предпринимателей, начинающих новое дело) практически не изменился: в 2008 г. таких было 3,5%, а в 2009 г. — 3,69%. По этому показателю Россия на 46-м месте из 51 возможного. Хуже показатель у Дании, Бельгии, Японии и ЮАР.
Практически не изменилось и распределение предпринимателей по мотивам — доля «предпринимателей по возможности» уменьшилась с 70% до 69%. Остальные открывают бизнес вынужденно — не могут найти других источников заработка.
Более детальное исследование мотивов «предпринимателей по возможности» показало, что изменения все же произошли. На 1-е место вышло стремление к независимости — им руководствуются 44%, 42% хотят увеличить доход, 9% стремятся компенсировать потери дохода. В 2008 г. к увеличению дохода стремились 50% предпринимателей, к независимости — 24%, к поддержанию дохода на прежнем уровне — 21%. Причину столь резких изменений следует искать в ухудшении отношений между сотрудниками и работодателями в кризис, говорит Верховская. Многие сотрудники оказались под угрозой увольнения, самые предприимчивые из них сделали все возможное, чтобы обезопасить себя от подобного риска, констатирует она.
Как и ожидалось, кризис особого энтузиазма российским предпринимателям не добавил: 63% ранних предпринимателей и 80% устоявшихся отметили, что начинать бизнес сейчас сложнее, чем год назад, отмечают исследователи. Когда респондентов попросили оценить степень инновационности их продукта/услуги, 11,43% российских ранних предпринимателей заявили, что их предложение вне конкуренции. Этот показатель вдвое выше, чем, например, в Индии. Впрочем, со временем такой оптимизм быстро проходит. Среди российских устоявшихся предпринимателей тех, кто считал бы свое предложение по-настоящему инновационным, вообще не остается.
Россияне уже не доверяют крупным работодателям, но и до создания собственного дела руки у них пока не доходят, говорит Сергей Борисов, президент «Опоры России». Спад предпринимательской активности налицо: по оценке Борисова, за первое полугодие 2009 г. в России было зарегистрировано на 45% меньше новых компаний, чем за аналогичный период прошлого года. А вот число компаний, которые были закрыты, за год увеличилось в 2,5 раза, говорит он. Неплохие в целом законы, освобождающие предпринимателей от налогового бремени, пока в полную силу не заработали, заключает он.
Как исследовали россиян
«Глобальный мониторинг предпринимательства» проводится с 1997 г. Его основали два учебных заведения – Бабсоновский колледж в США и Лондонская школа бизнеса. В 2009 г. в мониторинге приняли участие ученые из 51 страны. Российских предпринимателей исследуют сотрудники Высшей школы менеджмента при Санкт-Петербургском университете и Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ). В опросах исследователей в 2009 г. приняли участие 1695 россиян.