Мнениями о состоянии российского рынка торговой недвижимости и его ближайшем будущем с Retailer.RU поделились некоторые компании-девелоперы.
Татьяна Медведева, генеральный директор Diamant Development Group:
«Сейчас сами арендаторы просят владельцев торговой недвижимости о том, чтобы арендные ставки не увеличивались, а если и увеличивались бы, то в разумных пределах. Тогда они останутся стоять в тех ТЦ, в которых стоят сейчас.
Но что мы при этом видим? Ритейлеры жалуются, что арендные платежи повысились в 2011 г. на 15%. Хотелось бы, в свою очередь, задать вопрос ритейлу — насколько же выросли в цене товары народного потребления? По моим данным, на 40%. То есть получается, что ритейлеры могут поднимать цены, а мы, управляющая компания, девелопер, — нет. Почему?».
Алексей Харламов, коммерческий директор DVI Group:
«Проблема последнего времени в том, что ритейл жалуется на недостаток качественных площадок. Думаю, что это неправильно и необоснованно. На мой взгляд, предложений на рынке торговой недвижимости в России достаточно много. Может быть, не все проекты достаточно качественные и хорошие, но их немало. Я думаю, что насыщение даже в региональных городах-миллионниках близко к своему максимуму.
Мы находимся на рынке, который постоянно диктует свои условия. Если проект, представленный на нем, успешен, если действительно есть очередь на те помещения, которые занимают на данный момент другие арендаторы, то, конечно же, ставка будет повышаться. Если проект не успешен, то ни о каком повышении ставок речи быть не может.
Что касается будущего, то некоторые участники рынка опасаются того, что интернет-торговля будет представлять угрозу традиционным формам торговли. Но ведь речь идет о некой культуре шопинга, а не просто о том ,что «увидел и купил». Нужно прийти, посмотреть, померить, определиться с выбором… То есть в процессе шопинга много психологической составляющей.
Конечно, темпы интернет-торговли растут, но я не думаю, что доля онлайн-продаж будет принципиально меняться. Есть покупатели, которые никогда не пойдут в торговые центры, но при этом большая часть населения будет посещать ТЦ, потому что это не просто удовлетворение какой-то потребности, это процесс, который нравится. Прийти в теплое, красивое и яркое место, оставить там деньги — это особый процесс…».
Эдуард Цехетнер, Эдуард Цехетнер, главный исполнительный директор ГК Immofinanz:
«Россия, в частности рынок Москвы, является наиболее показательным розничным сегментом в рамках ГК Immofinanz. Имея в своем распоряжении четыре торговых центра, площади которых практически на 100% сданы в аренду, мы получили более 45 млн евро дохода в первом полугодии 2011-12 финансового года (он завершился 31 октября 2011 г.), достигнув в этом периоде уровня прибыли 10,4%. Эти данные свидетельствуют о росте розничного сегмента на фоне все еще ограниченного предложения торговых площадей в Москве по сравнению с другими европейскими городами. Мы надеемся, что наш розничный проект торгово-развлекательного центра GoodZone в российской столице, открытие которого запланировано на осень 2012 г., будет в значительной степени способствовать удовлетворению спроса на высококачественные торговые площади.
Учитывая благоприятную рыночную конъюнктуру, сравнительно высокую покупательную способностью населения и одновременно наличие дефицита предложения торговых площадей в основных городах России (Москва, Санкт-Петербург и др. города-миллионники), можно уверенно прогнозировать рост рынка в краткосрочной и среднесрочной перспективе.
Важно отметить, что в долгосрочной перспективе рынок коммерческой недвижимости будет расширяться и «уходить» в малые города. Спрос на недвижимость в небольших городах неуклонно растет, и рыночный потенциал там довольно высок.
В целом, можно ожидать, что по мере развития рынка недвижимости и формирования его инфраструктуры, критерии, определяющие успех или неудачу торгового центра будут меняться. На первый план выйдут такие факторы как честная оценка общих стандартов качества и их детальное внедрение в розничные проекты.
В ближайшем будущем важное значение для успеха проекта на рынке будут иметь микро- и макроместоположение объекта, площадь водосбора, инфраструктура района и покупательная способность населения. Помимо этого серьезными критериями станут добросовестность и стабильность арендаторов, а также удачное архитектурное решение».