Сеть детских магазинов "Вот он я" акционера Х5 Retail Group Татьяны Франус активно расширяет свое присутствие в Петербурге, делая ставку на спальные районы. Несмотря на то что сеть уже догоняет лидеров рынка, она является убыточной.
Компания "Вотоня", развивающая детскую сеть и интернет-магазин под брендом "Вот он я", принадлежит Татьяне Франус (25%), ее сыну Сергею (55%), а также экс-генеральному директору "Карусели" Олегу Прокопюку (20%), следует из данных СПАРК.
Предпринимательница известна тем, что была партнером Андрея Рогачева в розничных проектах "Пятерочка" и "Карусель", которыми сегодня управляет Х5 Retail Group. В Х5, капитализация которой составляет $4,6 млрд, бизнесвумен принадлежит 0,6%.
Кстати, Татьяна Франус еще более закрытый человек, чем ее экс-партнер Андрей Рогачев, который в свое время даже приложил усилия, чтобы убрать из интернет-ресурсов все свои фотографии (впрочем, парочка снимков все равно гуляет в Сети). На звонки журналистов Андрей Рогачев отвечает охотно, хоть и не комментирует никогда свои бизнес-планы. Фотографий же Татьяны Франус нет нигде.
Тихий "Вот он я"
Компания "Вотоня" создана в 2012 году и начинала работу как интернет-магазин, однако с 2014 года стала активно развивать сеть магазинов в стрит-ретейле. На сегодня сеть "Вот он я" догнала по количеству торговых точек одного из пионеров петербургского рынка детских товаров сеть "Здоровый малыш": у обоих игроков в Петербурге по 39 магазинов. С учетом магазинов в Ленобласти у "Вот он я" 44 торговые точки, причем в каждой находятся пункты выдачи онлайн-заказов. Интернет-магазин насчитывает более 20 тыс. наименований товара, указано на сайте компании.
По данным отраслевого портала детских товаров "РДТ-инфо", до конца 2015 года "Вот он я" намерен довести число магазинов до 50. Для сравнения: у лидера петербургского рынка детских товаров ГК "Дети" (сети "Здоровый малыш", "Дети", "Мама детям") 75 магазинов в городе.
На уточняющие вопросы, отправленные "ДП" в ГК "Дети" и "Вотоня", в этих компаниях отвечать не стали.
Убыточный "Вот он я"
Несмотря на активный рост сети, компания пока еще убыточна. Так, по данным СПАРК, в 2013 году (данные за 2014 год еще не опубликованы) выручка ООО "Вотоня" составила 39,960 млн рублей, а чистый убыток — 50,4 млн рублей.
Офлайновые магазины ретейлер открывает преимущественно в спальных и новых районах массовой жилой застройки. В частности, он ищет помещения в жилых комплексах "Северная Долина", "Девяткино", "Кудрово" и других, говорят брокеры.
Кстати, некоторые точки расположены в ЖК, построенных строительной компанией "Мавис", соучредителем которой также является Татьяна Франус. "В основном сеть ищет небольшие площади — от 50 до 150 м2 — с арендным бюджетом до 150 тыс. рублей в месяц за помещение", — говорит руководитель департамента стрит-ретейла Colliers International в Петербурге Ольга Аткачис.
Однако сегодня ретейлер готов открывать магазины уже и по 300 м2, сообщил руководитель отдела исследований компании JLL в Петербурге Владислав Фадеев. В ряде случаев "Вот он я" уже заняла места закрытых магазинов "Здоровый малыш".
"Судя по сайту, компания нацелена на федеральный уровень. У нее есть возможность доставки товара практически в любой город России", — говорит генеральный директор ИА "Инфолайн" Иван Федяков, отмечая, что "Вот он я" работает в наиболее жизнеспособном гибридном формате: онлайн-торговля дополняется офлайновыми магазинами.
Основными конкурентами в Интернете для "Вот он я" участники рынка считают не специализированные, а универсальные сети типа "Юлмарта" и "Ситилинка".