В преддверии конгресса торговой недвижимости 4 декабря, ИД Retailer продолжает изучать, что волновало участников предыдущих конгрессов. Представляем обзор полного надежд и планов мероприятия 2013 г. Ретейлеры говорили об экспансии за рубеж, партнерстве с арендодателями и обоюдных рисках, а также о кавказских республиках.

Владислав Головкин, старший вице-президент по продажам и недвижимости компании "Глория Джинс":
"Приоритетным направлением развития компании остаются Сибирь и Дальний Восток. Эти регионы, в отличие от центра и юга, дают фантастические темпы роста продаж".

Николай Юськив, директор департамента недвижимости ГК "Спортмастер":
"Казахстан — один из самых перспективных рынков ближнего зарубежья. Во второй половине 2013 г. на рынке четко наметилась стагнация. Будущее сетевой торговли — за малыми городами".

Юлия Лазарева, директор по развитию аптечной сети "Ригла":
"У нас нет такого, что мы больше тяготеем к стрит-ретейлу или торговым центрам, это все определяет экономика, мы намеренно не идем к тем торговым центрам, где для нас непрозрачен cash flow. Мы не подписываем любые ставки, так как, подписав ставку, гораздо сложнее объяснить, почему их надо снизить. Поэтому к каждому объекту мы подходим с точки зрения его экономической целесообразности. У нас много объектов в этом году в торговых центрах, я не скрою, с большим количеством девелоперов мы работаем, и порядка 90% подписанных нами договоров в ТЦ достаточно успешны".

Денис Стенько, директор по развитию Inventive Retail Group:
"На данный момент мы не рассматриваем смежные страны. Может быть, следующие два–три года, но точно не сейчас. У нас только Россия, неограниченная география, конечно. Нас нет в Калининграде, например. И в Калининград мы не идем целенаправленно".  

Владислав Головкин, директор по развитию "Глория Джинс":
"Что касается смежных рынков, то мы успешно развиваемся на Украине, сейчас там 36 магазинов, до конца года откроем четыре. Там большая фабрика. Думаем о международной экспансии. Привлекаем McKinsey и других дорогостоящих консультантов. Восточная Европа, Казахстан, Белоруссия — здесь мы будем прилагать усилия для дальнейшего развития брендов".

Илья Смирнов, вице-президент по недвижимости ГК "Связной":
"Мы уже несколько лет присутствуем в Белоруссии. Скажем так, опыт не самый позитивный. Другие страны пока не рассматриваем — по этой причине, наверное. Россия и Белоруссия пока для нас две страны, в которых мы пытаемся развиваться, у нас порядка 80 объектов. Присутствуем практически во всех крупных белорусских городах — во всех регионах, по крайней мере, точно. 

Николай Юськив, директор департамента недвижимости ГК "Спортмастер":
"Самый сложный регион — это, наверное, Украина. Глядя на экономические показатели, вроде Белоруссия должна быть аутсайдером, но, к сожалению, из этих трех стран аутсайдером является Украина, потому что нестабильность и политическая, и экономическая сказывается на потреблении очень ярко. Могу сказать, что точки, которые мы запустили в Белоруссии, дают показатели даже выше, чем на Украине. Потому что, какая бы ситуация в Белоруссии ни была, она стабильная. Сложности на Украине связаны с Майданом и событиями, которые там происходят и отражаются на экономической ситуации и на потреблении в целом. Относительно Казахстана уже говорил. Это, действительно, всеми недооцененный регион. Даже не регион, а государство. Мы начали работать там с брендом O’stin, когда еще не было единого таможенного пространства. В общем, вполне оправдывались затраты на растаможку и прочее. Сейчас, когда все эти препоны сняты, не понимаю, почему ретейл там не развивается.
К сожалению, крупных городов в Казахстане не так уж много, и это ограничивает развитие. Мы присутствуем в городах небольших по численности, но их результаты в большинстве случаев, если их сравнивать с сопоставимыми городами в России, лучше по показателю выручки на квадратный метр.
Во всех этих государствах будем развиваться, относительно Восточной Европы — сомневаюсь". 

"Мы к Чечне медленно подходили. Нальчик, Махачкала… Полностью оправдал свои надежды Грозный. Есть, конечно, специфика. Например, в женской одежде просто не продается позиция "брюки", это понятно. Ну и пусть они не продаются. Результаты, прямо скажем, очень хорошие. Мы, конечно, как и все, боялись, просто в силу традиций. Но мы вышли в Грозный. И всем советуем. Там еще остались площадки".

Максим Щеголев, директор по интеграции и развитию форматов компании "Лента":

"Вот что, арендодатели, цените гипермаркеты! Я вам напомню 2008 год, да, когда после кризиса вы приходили к гипермаркетам и говорили: "Ребята, вы у нас единственные хорошие такие!" Вся "Галерея" попросила скидки. Приходится скидки делать. Вы уж, будьте добры, не просите эти скидки, идите работайте, несмотря на то что мы тоже тогда снижали наценки, чтобы покупателю было удобно. Рынок, в общем, возвращается к этой ситуации, поэтому… цените гипермаркеты".

Юрий Лосев, директор по региональному развитию сети "Перекресток":
"Правильно, не по-партнерски! А это и с профессиональной точки зрения неправильно. Вы же смотрите, куда ходят люди, к кому. Мы с боем выбиваем возможность или отсрочки открытия, или какие-то преференции к арендной плате, когда ТЦ заполнен хотя бы на 70%. Никто даты, когда он будет заполнен на 100%, не дает. А уж когда стройка идет, когда там год площадку никак не могут сдать нам по приемке, а потом она появляется — вот здесь начинается гонка. Давайте, вам нужно за 60 дней открыться, а то у нас торжественное мероприятие, мы там пригласили, не от большого ума, губернатора, он будет присутствовать, ленту перерезать, а у вас там конь не валялся. То есть партнерские отношения продолжаются не тогда, когда мы ухаживаем друг за другом, а когда, извините, в браке живем. Потому что эти разводы очень тяжелые и длительные и для вас, и для нас. И репутационные риски для крупных компаний, как моя, очень высоки. И если небольшой ТЦ или оператор по стрит-ретейлу может позволить поссориться даже с "Глорией Джинс", то я ссориться не могу. Ну вот если поссорюсь, то извините, вам придется уже не со мной разговаривать, а с системой. Это уже своего рода тоже шантаж. Спасибо большое".

Владимир Александровский, начальник отдела по работе с корпоративными клиентами Jones Lang LaSalle:
"Много о проценте с оборота говорилось. И происходит это в России, как мне кажется, уже лет пять или семь, не меньше, но так до конца мы и не поняли, как этим инструментом пользоваться, с какой стороны он тупой, с какой ― острый. И поэтому мы снова к этому возвращаемся. На сегодняшний день это лезвие, которое называется "арендной ставкой", особенно остро. И по-моему, уже обоюдоострым становится".

Денис Стенько, директор по развитию Inventive Retail Group:
"Если посмотреть на рынок в разрезе времени и объективно увидеть рынок 2007 г., 2008 г., 2009-го и рынок сейчас, то окажется, что в те или иные периоды, особенно в кризисное время, процент с оборота, который мне сейчас интересен, тогда был интересен арендодателям. Именно в кризисное время, когда рынок переходил из рынка арендодателя в рынок арендатора, интерес к проценту с оборота вырос. Мое мнение таково. Мне кажется, этот вариант наиболее выгоден. Деление рисков как идеология".

Виктор Черных, директор по аренде компании "Виктор и Ко":
"Сказали, что нам нужна годовая корректировка. Здесь могу сказать следующее: она имеет право на существование, но на определенном торговом профиле, когда вы продаете шубу, ее покупают в ноябре, декабре, январе, феврале в европейской части нашей страны, тогда я понимаю, что я, как арендодатель, должен вас услышать и услышу. Но когда вы продаете обувь: зимой — зимнюю, летом — сандалии, чешки, тапки и т. д., — здесь я вас не могу услышать. Второй момент. Относительно годовой корректировки и самого процента. Растет конкуренция у ретейлеров, об этом говорили в первой сессии. У "Модиса" все хорошо, у Takko Fashion тоже все хорошо, у третьего почему-то все не очень хорошо. Возникает вопрос: почему я как арендодатель должен решать эту проблему?
Когда все падает — мы застрахованы. Когда все растет — комбинация из трех пальцев. Несправедливо. Момент третий — упомянули сейчас о рекламе "Афимолла". Отлично, центр раскручивается, он желает привлечь больше посетителей. А ваша реклама где? Почему вы не занимаетесь продвижением ваших брендов? Я не вижу этого… Вы зарабатываете, зарабатываете… А тратить кто будет? Все на ТЦ? Несправедливо".

Алексей Харламов, коммерческий директор DVI Development:
"Я отношусь к сторонникам такого микса, когда присутствуют и фиксированная ставка, и процент от товарооборота. Что это дает? Было сказано со стороны ретейлеров: "Давайте делить риски вместе с нами". Окей, давайте делить риски. Девелопер, привлекая финансирование, также рискует с ТЦ и его окупаемостью, как и ретейлер, входя в ТЦ. Поэтому наличие минимальной ставки — определенные гарантии возврата инвестиций. Это некое совместное деление рисков, это совместное предприятие, которое мы все вместе поднимаем.

Процент от товарооборота однозначно стимулирует управляющую компанию эффективно работать с ТЦ. Поэтому наличие одной и другой составляющей очень важно. Выгодно не впадать в крайности — как задирать фиксированную ставку без процента от товарооборота, так и соглашаться только на процент".

 

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments