На прошлой неделе состоялись обыски в офисе компании "ТОП-КНИГА" и в доме ее основных учредителей — Георгия Лямина и Татьяны Вороновой. Обыски прошли в рамках уголовного дела, возбужденного по заявлению миноритария Сергея Щебетова к владельцам "ТОП-КНИГИ". В соответствии с прогнозом "КС", сделанным еще месяц назад, корпоративный конфликт становится угрозой для благополучия и успешного развития компании.
Уголовное дело было возбуждено 18 декабря по инициативе господина Щебетова — одного из участников общества в рамках корпоративного спора, который развивается уже в течение года в ООО "ТОП-КНИГА". Однако, по словам Георгия Лямина, с момента возбуждения уголовного дела к нему никто не обращался ни с какими требованиями. Ни допросов, ни требований о предоставлении документов — ничего не было. И вот спустя почти три месяца после возбуждения дела — обыски. В результате был изъят жесткий диск с домашнего компьютера Лямина и некоторые копии оригиналов документов из офиса. Также оказалась остановлена работа трех серверов компании, заблокированы Интернет и работа по электронной почте. По мнению основного совладельца компании, все действия правоохранительных органов были проведены корректно. "С юридической точки зрения все более или менее корректно, единственное, мы считаем, что не было целесообразности проводить обыск ни дома, ни в компании, во всяком случае в той форме, в которой это имело место, поскольку компания, руководство компании заявляли о своем желании сотрудничать со следствием, — сообщил "КС" адвокат Лямина и Вороновой Денис Садовский. — Поэтому удивительно, что в течение трех месяцев руководство компании не допрашивали, не допрашивались сотрудники компании, никаких документов не запрашивали, а по истечении трех месяцев с момента возбуждения уголовного дела вдруг произошли такие синхронные действия и в коттеджах, и в офисе компании. Изъятие серверов очень компанию потревожило. Это очень существенно осложняет сейчас ее нормальное функционирование".
Ранее "КС" уже приводил в своих публикациях мнения независимых юристов о том, что конфликт между акционерами отразится самым отрицательным образом на бизнес-процессах компании. Сегодня мы видим этому наглядное подтверждение. "У нас более 550 магазинов, работают больше чем в 100 городах, — говорит Георгий Лямин. — Продажи и управление осуществляются через системы типа онлайн, когда любые изменения на удаленных компьютерах фиксируются на центральных серверах для обработки и принятия решений как по ассортименту, так и по управлению магазинами, по маркетинговым действиям и т. д. Оказалось, что заблокирована работа по системе "Банк-Клиент". Можно сказать, что изъятие серверов парализовало работу основных электронных средств коммуникаций офиса с регионами. Мы сейчас не видим, что происходит с магазинами, у нас затруднено управление ими. Мы предлагали сотрудникам правоохранительных органов при них всю информацию "перелить" на жесткие диски, с тем чтобы они могли данные системы спокойно проанализировать, но они были достаточно настойчивы, неоднократно связывались с руководством, которое настойчиво требовало изъятия серверов. В настоящее время мы часть восстановили из резервного пространства и находимся в поиске других, к сожалению, затратных решений — где достать тот или иной сервер, как его загрузить. Есть часть информации, которая уже не подлежит восстановлению. Мы рассчитываем, что на судьбу компании это не повлияет, но затруднит ее работу — безусловно". "Давать сейчас какие-то подробные комментарии по поводу того, какие конкретно убытки зафиксированы, считаю пока преждевременно, — говорит директор по информационным технологиям "ТОП-КНИГИ" Нестор Комарницкий. — Мы подтверждаем факт того, что компания пострадала. И она занимается сейчас восстановлением нарушенного". От следственных органов информацию по ходу расследования дела получить не удалось. Но один из представителей банковского новосибирского сообщества на условиях анонимности поделился с "КС" собственным мнением: "В период, когда все ритейлеры испытывают потребность в отлаженных системных отношениях с банками, подобные затянувшиеся конфликты надолго останутся в памяти кредитных учреждений, и даже при условии успешного завершения конфликта "ТОП-КНИГЕ" придется обойти немало кабинетов, чтобы доказать свою благонадежность".