Количество краж в магазинах, резко увеличившееся в кризис, продолжает расти. Однако ретейлеры не могут эффективно с этим бороться: они по-прежнему экономят на безопасности.
 
В кризис количество краж в магазинах выросло в 2-3 раза, жаловались ретейлеры в прошлом году. В этом году экономическая ситуация в стране вроде бы улучшилась, но воровать стали еще больше.

Причины — сокращение бюджета сетей на безопасность, ухудшение работы правоохранительных органов, снижение доходов сотрудников, да и сама жизнь стала дороже, перечисляет Игорь Чумарин, директор Агентства исследований и предотвращения потерь.

Часто ретейлеры не знают, от чего они страдают: от воровства покупателей или сотрудников. А иногда последние действуют заодно.

Несушки в Х5

В магазинах крупнейшего российского ретейлера — компании Х5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») в первом полугодии этого года количество краж по сравнению с аналогичным периодом 2009 года увеличилось на 11%.

В петербургских магазинах компании этот рост не так значителен, однако больше стало тяжелых преступлений. Так, недавно охранники одного из магазинов Х5 выявили человека, который пытался украсть дорогой коньяк. Тот в ответ достал из кармана предмет, напоминающий пистолет, и начал угрожать.

На разбойные нападения также жалуются ретейлеры, работающие в Ленобласти. «Там больше беспредельщиков, которые нападают на магазины, чтобы вынести дорогостоящие товары», — рассказывает один из топ-менеджеров.

Вообще же воруют все категории граждан, включая достаточно состоятельных, говорят ретейлеры.


Кто как справляется

Из-за увеличения количества краж в прошлом году многие ретейлеры стали обращать больше внимания на эту проблему.

Дмитрий Чернов, генеральный директор «Ренлунд СПб» (магазины «СуперСива»), стал больше времени уделять работе с персоналом. «Товар пропадает, но я не знаю, внешнее это воровство или внутреннее, — поясняет он. — Когда сотрудники видят, что за недостачу будут отвечать они, количество краж сокращается».

Воровство — проблема не только продуктовых магазинов, но и специализированных сетей. Генеральный директор компании «Буквоед» Денис Котов рассказывает, что они стали более тщательно готовить персонал и количество краж в этом году в их магазинах сократилось. Но новые системы безопасности в компании не внедряли.

Устанавливать дорогостоящие системы безопасности ретейлеры часто не готовы. Вместо этого они ставят камеры наблюдения и антикражевые ворота для вида — это тоже эффективно, отмечает Игорь Чумарин.

Иногда, кстати, ретейлеры и вовсе обходятся предупредительными надписями о видеонаблюдении. Хотя профессиональных воров это не останавливает.


Процент потери

Ретейлеры стараются закладывать в цену товара предполагаемый объем потерь. «Конечно, наценка берется не из головы, просчитываются все расходы и риски», — подтверждает старший аналитик «Метрополя» Татьяна Бобровская.

В среднем потери от краж составляют 0,2-0,4% общего оборота, говорят ретейлеры. При этом Х5 заявляет, что у них эти потери — 1,7%. Если основываться на этой цифре, из-за краж в 2009 году компания потеряла более 4,5 млрд­ рублей.

«Для крупной торговой сети 1,7% — это очень плохой показатель», — удивляется Татьяна Бобровская. Заявленная Х5 цифра идет вразрез с их показателями. В отчете Х5 за 2009 год указано, что суммарные товарные потери компании (включают не только кражи) составили всего 0,4%, это заметно меньше, чем в среднем по рынку.

Один из руководителей петербургской торговой сети, попросивший не называть его имени, предположил, что Х5 сознательно преувеличивает потери от краж. Он отмечает, что всех ретейлеров не устраивает российское налоговое законодательство в части потерь от краж, поэтому Х5 может таким образом защищать свои интересы.

Сейчас ретейлеры не могут вычесть из налогооблагаемой базы себестоимость украденных товаров, поэтому платят больше налогов, чем их коллеги в европейских странах.

Воровство в Х5

В 2008 году в магазинах Х5 задержали 182 тыс. человек, в 2009 году — 240 тыс. человек. В «Перекрестках» и «Каруселях» воруют чаще, чем в «Пятерочках».

 

Есть право украсть
Яна Боровицкая, координатор Лиги арендаторов госимущества:
Защиты от воровства нет ни у крупного бизнеса, ни у малого. Потому что по закону обыскивать покупателей мы не имеем права. У нас есть только обязанности, а у покупателя фактически есть право украсть.
Ущерб от краж в сетях больше, чем в магазинах индивидуальных предпринимателей. Когда большой товарооборот и обширная выкладка, гораздо больше возможностей украсть. В сетях почти невозможно разобраться, кто в этом виноват: сотрудники или покупатели.
В маленьких магазинах отследить действия продавцов и покупателей собственнику проще. Однако права предпринимателей, занятых в торговле, все равно не защищены: в России продавец, уличенный в воровстве, после суда может устроиться на работу в другой магазин.

Люди жаждут адреналина
Ольга Бредникова, научный сотрудник Центра независимых социологических исследований:
Количество краж растет по двум причинам.
Во-первых, последствия экономического кризиса никто не отменял. Благосостояние многих россиян ухудшилось, поэтому классовые противоречия в обществе и дальше будут обостряться.
Во-вторых, адреналина жаждут очень обеспеченные люди. Во всех развитых странах уровень клептомании достаточно высок. Широкое распространение магазинов самообслуживания предоставляет людям возможность попробовать: а удастся ли мне своровать и остаться непойманным?
Я не думаю, что разбойные нападения на магазины как-то связаны с элементами массовой культуры. Люди идут грабить магазины не потому, что насмотрелись американских фильмов. Хотя такие сбои, конечно, тоже бывают.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments