Петербургская компания "Фармация", управляющая небольшой аптечной сетью "Новая аптека", внезапно стала крупным федеральным игроком, выиграв аукцион РЖД.
ОАО "РЖД" подвело итоги первого открытого аукциона среди сетевых компаний по 10-летней аренде коммерческих площадей на 332 железнодорожных вокзалах России, генерирующих 85% общего пассажиропотока. Об этом сообщила пресс-служба РЖД.
Из 13 лотов заявки были поданы только на три, но и те достались единственным претендентам без торгов. Так, лоты "Вендинговые аппараты" и "Платежные терминалы" взяла себе компания "Ювенко МС" (бренд Uvenco, крупнейший российский оператор автоматизированной торговли). Она установит на вокзалах не менее 856 аппаратов и 616 терминалов. Сумму контрактов в РЖД не назвали.
Размещением аптек на вокзалах займется ОАО "Фармация". Компания входит вхолдинг "Феникс-Групп", основанный Яковом Ерошевским, и управляет сетью "Новая аптека" (14 точек) и супермаркетом "Здравница". Теперь на общей площади около 3,3 тыс. м2 компания сможет разместить не менее 120 аптек. Сумма контракта составила 29 млн рублей, рассказал генеральный директор"Фармации" Евгений Богданов. По его словам, 100-120 аптек компания откроет в течение ближайших 2 лет, однако на этом не остановится, так как имеет теперь статус партнера РЖД. "Теоретически на каждом вокзале требуется аптечный пункт", — говорит Евгений Богданов. Аптеки на вокзалах будут развиваться под брендом "100 дорог", сообщил он. В проект будет инвестировано 200 млн рублей.
Новый федеральный игрок создается в тот момент, когда большинство аптечных сетей закрывают нерентабельные точки, а ряд лидеров рынка испытывают финансовые трудности. Именно из-за этого не нашлось желающих участвовать в аукционе РЖД, считает директор по маркетинговым исследованиям компании "Фармэксперт" Давид Мелик-Гусейнов. Кроме того, "объединить очень разрозненные между собой аптечные точки крайне сложно", — говорит он.
"Вокзал — место достаточно привлекательное из-за своей проходимости", — отмечает генеральный директор сети "Первая помощь" Виталий Власов. Однако для его компании участие в конкурсе "не вписывалось в бюджет и не соответствовало концепции развития".
"Если бы РЖД выставили каждую точку отдельно, это было бы более интересно для сетей и более выгодно для РЖД", — считает генеральный директор DSM Group Александр Кузин.
Несостоявшиеся лоты по размещению салонов сотовой связи, киосков видеопродукции и других объектов будут выставлены на торги повторно, говорят в РЖД. Кроме того, сейчас объявлены открытые конкурсы по предоставлению на вокзалах услуг такси. А в IV квартале 2009 г. РЖД собираются провести аукционы среди предприятий общепита и финансовых услуг.
268 млрд рублей составил объем фармацевтического рынка России, по данным DSM Group. Это на 22% больше, чем год назад.