Настоящие итальянцы пьют капучино только по утрам, никогда не добавляют в спагетти кетчуп и всегда чтят свою семью, рассказывает Андреа Мерлони, внук основателя Indesit Company Аристиде Мерлони. Компанию в 1930 г. основал выходец из крестьянской семьи, и начинала она с производства весов. В 40-х гг. компания, тогда носившая название Merloni, контролировала более 60% рынка весов в Италии. Позже к производству весов добавились газовые баллоны и плиты, стиральные машины и остальная кухонная техника. В 70-х гг. Аристиде разделил компанию на три части между сыновьями — Витторио, Франческо и Антонио (см. врез). Так появились фирмы Antonio Merloni, которая производит весы и газовые баллоны, Merloni Termosanitari (выпуск водонагревателей и ванн) и Merloni Elettrodomestici (плиты, холодильники, стиральные и посудомоечные машины). В 2005 г. название Merloni Elettrodomestici было изменено на Indesit Company. О борьбе с кризисом и важности российского рынка Андреа Мерлони рассказал «Ведомостям».

— Два года назад я брала интервью у вашего отца Витторио Мерлони. Он говорил, что Россия для вашей компании — стратегическая площадка. Изменилось отношение вашей компании к России? Насколько этот рынок важен для Indesit Company? Ведь в последних отчетах компании особое внимание уделялось рынкам Китая и Индии.

— Основные рынки для нас — это Россия и СНГ, Италия, Франция и Великобритания. Но Россия для нас больше, чем стратегическая платформа. Российские заводы — один из основных активов для нашей компании. До кризиса мы добились поразительных результатов на российском рынке и хотели бы произвести аналогичный успех на других развивающихся рынках, т. е. в Индии, Китае и Бразилии, например. Кризис внес свои коррективы, развитие на этих рынках нам пришлось приостановить. Однако компания открыла представительство в Шанхае и завод в Вукси, городе близ Шанхая. На данный момент представительство в Сингапуре работает с рынками Дальнего Востока. Мы будем стремиться к тому, чтобы улучшить позиционирование нашей компании в СНГ. В этом нам помогут российские производственные мощности. Завод в Липецке позволит нам конкурировать с теми компаниями, которые импортируют свою продукцию.

— В 2007 г. на рынок России и СНГ приходилось до 25% оборота компании. А сейчас?

— Он и сейчас составляет примерно столько же, более точно сказать сложно, так как цифры и показатели меняются ежемесячно. В первом полугодии 2008 г. наша рыночная доля росла очень высокими темпами. Может быть, стоит ожидать, что в 2009 г. общая ситуация на рынке будет чуть хуже, сократятся общие рыночные объемы и этот процесс будет идти чуть быстрее, чем, скажем, в Великобритании. Но в общем и целом мне кажется, что здесь изменений не произойдет.

— В 2000 г. Indesit Company выкупила завод холодильников «Стинол» у Новолипецкого меткомбината. В 2004 г. открыла в Липецке завод стиральных машин. Там же создан логистический центр. В 2008 г. руководство компании сообщило, что принято решение о создании в Липецке завода по выпуску кухонных плит, но строительство так и не начато. Почему?

— Сегодня нам необходимо жестко контролировать все наши капиталовложения, так что еще в 2008 г. мы заняли выжидательную позицию. Думаю, что с новым заводом мы подождем до окончания кризиса. А в долгосрочной перспективе мы обязательно будем увеличивать производственные мощности в России, причем как за счет проектов с нуля, так и покупая уже существующие производственные мощности.

— Среди дилеров ходят слухи, что Indesit Company может закрыть завод в Липецке. Говорят, что половину сотрудников отпустили в неоплачиваемый отпуск.

— Мы не закрывали производство, мы лишь его приостанавливали на некоторое время. Возможно, нам придется снова приостанавливать производство на всех наших заводах. Это было сделано для того, чтобы сбалансировать складские остатки, которые у нас были на тот момент, и существующий снижающийся спрос на рынке. Это была вынужденная мера.

— В России эксперты говорят, что рынок бытовой техники в связи с кризисом может упасть на 40-50%.

— Я считаю, что ваши аналитики и эксперты ошибаются — это слишком негативный прогноз. Конечно, рост рынка снижается, но такого стремительного падения нет. Мой прогноз падения — менее 30%. На экономическую ситуацию в России я лично повлиять не могу, нам остается только идти за рынком и стремиться к тому, чтобы увеличить рыночную долю, отстаивать свое место на рынке. И скажем так: если рынок падает на 25%, а мы — на 20%, то это уже неплохо. Нам не впервой переживать кризис в России. Мы были здесь в 1998 г. и не ушли с рынка, а в 2000 г. купили «Стинол». Это свидетельствует о том, что мы в России всерьез и надолго.

— А какой ценовой сегмент российского рынка бытовой техники, по вашему мнению, в ближайшее время будет развиваться наиболее активно?

— Я считаю, что в России рынок не насыщен. И если в Европе идет тенденция замены уже существующей, но устаревшей техники на новую, в России много покупателей, у которых сейчас вообще нет техники. Такая ситуация характерна для многих быстро развивающихся стран. Я не могу сказать, что какой-то определенный ценовой сегмент будет сильно развиваться, однако я знаю, что российские покупатели весьма придирчивы, они любят продукцию качественную, известных мировых брендов и готовы тратить на это любые деньги.

— Как вы оцениваете финансовые показатели компании за 2008 г.?

— Учитывая сегодняшнее положение на мировых финансовых рынках, мы поработали хорошо. Мы остаемся лидерами на рынке, мы номер один в Великобритании, Италии, России — это можно объяснить тем, что мы постоянно увеличиваем количество наших продуктов, инвестируем в инновации и дизайн. Мы сумели увеличить нашу долю на рынке, подняли ценовой индекс.

— С чем связано двукратное падение выручки в прошлом году (финансовые результаты за 2007 г.: выручка — 3,4 млрд евро; чистая прибыль — 105,4 млн евро. — «Ведомости»)?

— Все зависит от того, как интерпретировать баланс. Признаю: совет директоров предложил на годовом собрании акционеров не выплачивать дивиденды по обыкновенным акциям за 2008 г. Снижение финансовых показателей по сравнению с прошлым годом связано с неблагоприятными тенденциями валютных курсов, которые оцениваются в 143,5 млн евро по объему продаж (снижение — на 5,8%). То есть если бы не негативные колебания валютных курсов, чистый доход компании за 2008 г. был бы таким же, как и в 2007 г. У нас, конечно, есть финансовые инструменты, которые позволяют нам защитить себя от таких колебаний курса, но, когда это столь масштабные колебания, поделать тут мы ничего не можем. 2009 год будет трудным, поскольку сохранятся негативные факторы, характерные для прошлого года, но компания будет стремиться сохранить лидерство в Европе: в 2009 г. будут запущены новые продукты — одни из самых ярких в истории компании. Да, вокруг творится катастрофа, но нам повезло. Компания находится в прекрасной форме. Это стало возможным благодаря 120 млн евро инвестиций в технологические исследования, которые мы осуществляли в течение последних трех лет. Основу инноваций составляют дизайнерские решения и снижение энергопотребления. В 2009 г. мы планируем вывести на различные рынки 240 новых продуктов.

— О каких продуктах идет речь?

— Конечно, мы останемся в области белой бытовой техники. Но наши новшества уникальны. Взять, например, встраиваемый духовой шкаф Openspace — его инновация в том, что при стандартных внешних размерах внутреннее пространство для приготовления блюд увеличено на 20%. Внутри — разделитель, который позволит готовить одновременно несколько блюд. Или наша стиральная машина Aqualtis. Сегодня ее вместимость повышена до 9 кг белья, а потребление электроэнергии снижено. Или новая линия Indesit Prime с уникальной технологией Smart. Благодаря этой новой линейке продуктов мы сумеем увеличить наш ценовой индекс.

— Как компания борется с мировым финансовым кризисом? Какой оборот вы ожидаете в следующем году?

— Основным приоритетом компании станет сохранение финансовой устойчивости и лидерства на рынках стран Большой Европы. В первую очередь это контроль наших расходов и инвестиций. Мы должны следить за задолженностью компании. Чистая финансовая задолженность компании составляет 474 млн евро, повышение — на 43% (в 2007 г. — 331 млн евро); относительно 30 сентября 2008 г. снижение — на 24%. Мы готовы к тому, что объемы продаж компании будут снижаться. Но ведь кризис не будет вечным, так что одновременно нужно быть готовым и к росту. Первоочередная задача для компании — не потерять рыночную долю на тех рынках, где мы являемся лидером, — это в России, Италии и Франции. Наша формула работы в условиях кризиса — снижать капиталовложения, увеличивать рыночную долю и работать над качеством.

— Toyota и Panasonic недавно обязали своих топ-менеджеров купить продукцию компании, чтобы поддержать продажи во время кризиса. Было ли что-то подобное на ваших заводах, каким образом вы стараетесь стимулировать продажи?

— Я абсолютно уверен в том, что руководители и сотрудники компании и до кризиса пользовались нашей техникой. Я бы очень удивился, если, придя к ним домой в гости, обнаружил бы, что они пользуются какой-то другой техникой. Так что обязывать наших сотрудников покупать товары Indesit Company мы не планируем. Однако мы уверены, что все сотрудники обязательно поддержат компанию в сложные времена. Мы будем снижать издержки, и нам придется на несколько дней приостанавливать все наши предприятия. Это, конечно, отразится на зарплате как рядовых сотрудников, так и руководителей. Однако это вынужденная мера.

— Насколько верна информация, что Indesit Company ведет переговоры с профсоюзами о возможном закрытии одного из ваших заводов по производству стиральных машин в Италии? По информации Bloomberg, компания может перенести производство в Польшу в связи со снижением спроса. Кроме того, компания планирует отправлять рабочих итальянских заводов в вынужденный отпуск длительностью около двух недель в течение других оставшихся месяцев 2009 г.

— Этот завод находится в Турине, на нем выпускаются посудомоечные машины. Переговоры все еще продолжаются. Мы работаем над тем, чтобы найти решение, и в первую очередь ведем переговоры с профсоюзами, чтобы прийти к компромиссу. В целом мы видим, что рынок двигается на восток, и мы просто решили идти за рынком — для этого было открыто производство в России и Польше.

— В январе газета La Repubblica сообщала, что Indesit Company, возможно, создаст альянс с BSH Bosch und Siemens Hausgerate или турецкой Arcelink AS. По информации издания, потенциальное слияние с немецкой компанией может быть заблокировано антимонопольными органами, поскольку увеличит долю на рынке бытовой техники до 30%. Поэтому перспективнее слияние с Arcelink (входит в конгломерат Koc Holding AS). Правда ли это? Если да, то зачем вам такое слияние?

— Информация неверна. Действительно, La Repubblica напечатала об этом, но с небольшим опровержением, которое никто не заметил. Мы не планируем никаких слияний просто потому, что сейчас неподходящий момент. Кризис не время для поиска партнера или осуществления слияний. Мы должны сконцентрироваться на выживании в кризисных обстоятельствах. Тот, кто выживет и окажется в неплохой форме к концу кризиса, будет иметь отличные возможности для осуществления покупок и слияний.

— Испытывает ли ваша компания проблемы с кредитами? С какими банками вы работаете? Не закладывалась ли под кредит доля в бизнесе?

— У нас достаточно сильное финансовое положение, поэтому таких проблем с финансированием у нас нет. Несколько лет назад у нас прошло частное размещение среди институциональных инвесторов Соединенных Штатов, которые не торгуются на открытых площадках. То есть это одна из наших основных долгосрочных задолженностей, размер которой составляет 270 млн евро. Но в ближайшее время не ожидается никаких сроков расчетов, так как большинство наших задолженностей будут погашены в 2012-2014 гг. Еще мы пользуемся обычными кредитами от банков, мы работаем с большинством итальянских банков и с несколькими международными. Акции компании под кредит не закладывались никогда.

— Ваши основные конкуренты в Европе — BSH Bosch und Siemens Hausgerate и Electrolux. Представители вашей компании не раз заявляли, что вы догоните конкурентов по объемам продаж. Это удалось сделать?

— Мы занимаем второе место в Европе среди производителей крупной бытовой техники по рыночной доле и пятое место в мире. В 2009 г. основным приоритетом компании станет сохранение финансовой устойчивости и лидерства на рынках стран Большой Европы. Это позволяет нам сохранить стабильную позицию и долю рынка свыше 14%. Доля наших основных конкурентов BSH и Electrolux — 16% и 13% соответственно.

Семейный бизнес Мерлони

«У нас в семье полная демократия, и решение о том, что именно я должен стать его заместителем, принимает не он один, а вся семья. Первый опыт руководства я получил в компании по производству мотоциклов Benelli, после этого я стал гендиректором WRAP Spa, дочерней компании Indesit Company, которая была образована для создания технологий беспроводной связи для бытовой техники. Я начал работать в Benelli с большим энтузиазмом и с настоящей страстью к мотоциклам. Это очень помогло мне, это была отличная возможность набраться опыта, работать приходилось на весьма конкурентном рынке. Уже в те времена мы в семье размышляли, кто же станет преемником. Для нашей семьи крайне важно, чтобы бизнес сохранялся как семейная традиция. В итоге меня выбрали заместителем председателя совета директоров. Но это не значит, что мой отец уже отошел от дел. Сегодня мы работаем бок о бок, я учусь у него всему, что он знает, и хочу перенять весь его колоссальный опыт. Отец еще в 1997 г. принял решение, что гендиректором нашей компании должен быть независимый человек. Я и мой отец, как акционеры, определяем долгосрочную стратегию развития компании. Какого-то разделения полномочий между мной и отцом нет, мы занимаемся одним и тем же, я в любой момент могу заменить отца на его посту».

«Моя сестра Антонелла — вице-председатель Fineldo Spa, семейной холдинговой компании, которая владеет контрольным пакетом Indesit Company. Брат Аристиде руководит Merloni Progetti — инжиниринговой компанией, занимающейся высокими технологиями. Моя сестра Мария Паула выбрала политическую карьеру, сегодня она член парламента Италии, также она входит в совет директоров Indesit Company».

«Непосредственно Indesit Company никто из семьи не владеет. Indesit Company на 42% принадлежит холдинговой компании Fineldo Spa, и вот в этих 42% у нас равные доли. Остальные акции распределены следующим образом: 10% — акции, находящиеся в собственности компании, 16% владеют остальные члены семьи, 32% — доля акций на рынке. Мне не кажется важным, сколько акций кому принадлежит».

Биография 

Родился в Риме в 1967 г. Окончил факультет политологии Университета Урбино (Италия)

1992 глава совета директоров Aermarche, компании по обеспечению воздушных перевозок в составе группы Merloni

1996 приобретает компанию Benelli, до 2005 г. работает ее гендиректором

2000 гендиректор WRAP Spa, дочерней компании Indesit Company, занимающейся разработкой собственных инновационных решений в области производства бытовой техники
 
2008 занимает пост зампредседателя совета директоров Indesit Company 

Справка:
 
Indesit Company
Производитель бытовой техники 
Выручка – 3,2 млрд евро (2008 г.).
Чистая прибыль – 55,5 млн евро.
Основные акционеры – Витторио Мерлони (51,42%), другие члены семьи Мерлони (29,04%).
Капитализация – 335,8 млн евро.
Indesit Company основана в 1975 г. президентом компании Витторио Мерлони. Компания управляет 18 заводами. Основные бренды – Indesit, Hotpoint-Ariston (представлены в России) и Scholtes. Ежегодно компания выпускает 15 млн единиц бытовой техники, 60 000 человек каждый день в мире покупают продукты Indesit Company (данные компании).

 

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar