Девальвация рубля и 30-процентное падение выездного туризма сыграли на руку московским торговым центрам — двухлетнее падение их посещаемости сменилось ростом. Но до реального увеличения продаж ритейлеров пока далеко. Посетители, для многих из которых поездки за границу и зарубежные магазины теперь недоступны, порой предпочитают просто проводить время на фуд-корте.
После почти двух лет падения посещаемость торговых центров Москвы начала увеличиваться, свидетельствуют данные компании Watcom. Согласно расчетам аналитиков, Shopping Index, отражающий динамику числа посетителей торговых объектов, начал расти на шестой неделе этого года (8-14 февраля). В период перед празднованием Дня всех влюбленных показатель увеличился на 7,5% по отношению к предыдущей неделе, на 10,2% — к аналогичному периоду прошлого года и впервые за долгое время превысил уровень 2014 года на 2,7%. В течение последовавшего месяца тенденция закрепилась. На седьмой неделе (15-21 февраля) проходимость торговых центров выросла на 3,8% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, на восьмой (22-28 февраля) — на 8,4%, на девятой (29 февраля—6 марта) — на 9,2%, на десятой (7-13 марта) — на 4,8%, свидетельствуют данные Watcom.
Президент компании Роман Скороходов называет две возможных причины роста интереса покупателей к торговым центрам. "Во-первых, это отложенный спрос: в прошлом году доля выезжающих за рубеж сократилась на 30% из-за курса доллара, и это не могло не повлиять на увеличение трафика — необходимо обновить гардероб или купить подарки на традиционные праздники",— рассуждает он. Кроме того, по мнению господина Скороходова, покупатели стали разборчивей: теперь они заходят в большее количество магазинов и ищут более выгодное предложение.
Руководитель отдела исследований и консалтинга "Магазина магазинов" Андрей Васюткин тоже связывает рост посетителей московских торговых центров с туристическим фактором. Помимо снижения популярности заграничного шопинга на рынок повлиял рост числа иностранных туристов (по данным Росстата, за девять месяцев 2015 года въездной турпоток в Россию вырос на 13%). Так, по словам господина Васюткина, аутлеты часто входят, например, в обязательную программу путешественников из Китая. Среди других факторов он выделяет рост численности населения Москвы и возросшую маркетинговую активность управляющих компаний торговых центров. Директор по управлению BlackStone Keeping Company Ольга Штода (управляет небольшими торговыми и офисными объектами) связывает рост с сезонным фактором. "У арендаторов произошло обновление коллекций, особенно у ритейлеров fashion-сегмента. И, несмотря на кризис, к некоторому обновлению гардероба посетители так или иначе готовы — основной рост посещаемости сейчас дают ритейлеры, ориентированные на недорогой сегмент",— рассуждает она.
Терять посетителей торговые центры начали во второй половине 2014 года. К концу 2015 года рынок фактически достиг дна: число покупателей сократилось на 20% по сравнению с докризисным уровнем, реальные арендные доходы ритейлеров упали до 30%, а традиционные надежды бизнеса на рост продаж перед новогодними праздниками не оправдались. По данным Росстата, оборот розничной торговли в январе 2016 года сократился на 7,3% по сравнению с январем 2015 года, до 2,12 трлн руб. (в декабре оборот российской розницы рухнул на рекордные 15,3%). При этом продажи непродовольственных товаров в прошедшем январе сократились на 8,2%, до 1,74 трлн руб.
Согласно данным "Магазина магазинов", средняя доля вакантных площадей в торговых объектах продолжает оставаться на уровне 9%. По мнению господина Васюткина, главным индикатором для рынка в ближайшем будущем станет наполняемость новых объектов, которые пока продолжают открываться полупустыми. Сигналом к снижению вакантности послужит первый запуск крупного объекта с наполняемостью на уровне 65-70%, отмечает он. Но говорить об этом пока рано, признают эксперты. Ольга Штода указывает на то, что рост числа посетителей объектов пока не отразился на реальном обороте арендаторов. Об этом же говорит и господин Васюткин. "По нашим данным, конвертация посетителей в покупателей не растет, все больше людей приходят в торговые центры не за покупками, а с целью времяпровождения, даже просто посидеть на фуд-корте",— объясняет он. Традиционно тяжелым для бизнеса госпожа Штода считает первый этап кризиса: в последующем, даже если ситуация на рынке не меняется, население адаптируется к текущей ситуации, перераспределяет расходы и ищет дополнительные возможности доходов.