Блог Александра Низника, генерального директора CIBER Russia

Порядок освобождает мысль.
Сергей Павлович Королев, советский ученый

«Быстро. Качественно. Недорого». Так поставщики услуг часто характеризуют свою работу. Применять тот же ярлык, говоря о внедрении ERP-систем, вряд ли было бы уместно. Качественное внедрение системы ERP высокого класса – это трудоемкий процесс, который потребует значительных усилий и внимания, временных и финансовых затрат. Поэтому некоторыми российскими розничными компаниями идея внедрения ERP-системы воспринимается либо как непозволительная роскошь и откладывается до лучших времен, либо вообще отрицается в духе басни Крылова «Лисица и виноград».

Попробуем разобраться, почему одни компании успешно внедряют ERP-систему и убеждаются в эффективности такой инвестиции в развитие бизнеса, а другие – рассматривают внедрение только как статью расходов.

Инновация как корпоративная стратегия розничной сети

Внедрение ERP-системы – это своего рода инновация. Иными словами, компания внедряет новшество, которое обеспечит качественный рост эффективности ее бизнес-процессов. А как показывает практика, именно инновации позволяют компании не только удержать ведущие позиции, но и вырваться вперед и обогнать лидеров. «Инновация отличает лидера от догоняющего» – это высказывание принадлежит Стиву Джобсу, американскому инженеру, сооснователю компании Apple. Под его руководством Apple удалось столкнуть с пьедестала такого, казалось бы, неоспоримого лидера в области производства смартфонов, как Nokia. Если опустить разговоры о патентных спорах между двумя компаниями, то по сути, не так важно, кому принадлежит технология тачскринов, как важно то, что только Apple смогла в своем iPhone эту инновацию воплотить наилучшим образом, оставив всех конкурентов далеко позади. И потому по всему миру магазины Apple напоминают столпотворение паломников – они всегда полны посетителей, которые знакомятся с MacBook, пробуют работать с iPhone, iPod или iPad.

Ритейлеру, который также устанавливает принципиально иные стандарты в своем бизнесе, вполне резонно будет ожидать любви и приверженности покупателей, которые получают в магазинах товар высокого качества по выгодной цене, большой ассортимент, быстрое и вежливое обслуживание.

В настоящее время растет количество людей, для которых при покупке товара цена является не самым основным фактором. Замечали ли вы сами, что когда заходите в один магазин – там приятно находиться, а другой магазин хочется поскорее покинуть? Все это происходит на подсознательном уровне, и цена не играет решающей роли – она важна, но не является ключевым фактором. Поэтому те компании, которые создают своим покупателям наиболее комфортные условия для покупки, будут в итоге выигрывать борьбу за клиента. А понять, что необходимо покупателю, всегда помогает ERP-система.

Почему ERP-система – это инвестиция?

Затраты на проект внедрения ERP-системы руководству розничной компании стоит рассматривать как стратегические инвестиции. При качественной настройке ERP-системы и правильной работе с ней расходы на ее внедрение окупаются. Каким образом?

Во-первых, за счет сокращения операционных потерь на поиск или ввод нужной информации, исключения дублирования данных разными отделами, уменьшения объема рутинной работы и количества ошибок. Важным является тот факт, что все сотрудники работают с одними и теми же данными: как бухгалтерия, так отдел закупок и логистика. Им не нужно выверять друг с другом, у кого данные более точные.
Это повышает качество работы сотрудников и дает им возможность решать больше вопросов за единицу времени.

Во-вторых, за счет высвобождения ресурсов для решения стратегических задач бизнеса. Поэтому я вынес слова Сергея Павловича Королева «Порядок освобождает мысль» в эпиграф. В этой фразе точно отражается идея ERP-систем: оперативный доступ к полной, достоверной и непротиворечивой информации помогает руководителям компаний быстро принимать взвешенные и обоснованные решения и моделировать свое будущее в контексте изменяющихся условий рынка.

Хочу проиллюстрировать эту мысль словами Олега Жеребцова, основателя сети гипермаркетов «Лента», для которой наша компания CIBER (тогда еще Novasoft) внедряла ERP-систему SAP for Retail. «Внедрение ERP-системы позволяет экономить время. И это одно из главных ее достоинств. Время, в отличие от других ресурсов, невосполнимо. И то, что появилась возможность получать необходимую для принятия решений информацию в режиме онлайн, позволяет нам оперативнее других игроков рынка реагировать на изменение ситуации в сфере ритейла» (Журнал Аэрофлот (ноябрь, 2006). Статья: «SAP – отраслевой стандарт в розничном бизнесе»). Действительно, с ERP-системой компания получает более ясную картину потребительского поведения. Это дает розничной сети широкие возможности в деле повышения лояльности клиентов, например, с помощью выбора ассортимента, который лучше отвечает потребностям покупателей, и, соответственно, приносит ритейлеру больший доход.

В-третьих, с ERP-системой эффективнее планируются закупки. Одним из показателей уровня сервиса в компании является отсутствие на полках магазинов просроченных товаров. С отлаженным в системе процессом закупок их количество резко снижается. Свести этот показатель к полному нулю практически невозможно, но на этот случай есть маркетинговые ходы, позволяющие минус обратить в плюс. Я помню, в сети real,- в Германии лет пятнадцать назад была акция: за каждый найденный в магазине просроченный продукт покупатель получал на кассе пять (тогда еще) марок. Так покупатели, даже если и находили просроченный товар, то уходили из магазина не с негативом, а с хорошим настроением, пятью дополнительными марками в кармане и извинениями руководства магазина. Были даже смешные ситуации, когда студенты пытались на этом заработать и специально ходили в магазины компании real,- искать просроченный товар. Так же если человек ждал на кассе магазина real,- более 10 минут, он получал пять марок компенсации. Клиент, скорее всего, вернется в подобный магазин, потому что понимает, что компания дорожит его лояльностью.

В-четвертых, инвестиции в проект внедрения ERP-системы являются, в том числе, инвестициями в персонал. Внедрение ERP способствует повышению компетентности сотрудников и взаимной ответственности всех подразделений компании. Обеспечение при помощи системы более грамотной организации труда снижает влияние «текучки» кадров на работу всей компании.

Могут ли инвестиции в проект внедрения ERP-системы не оправдаться?

Есть известное высказывание американского бейсболиста Йоги Берра: «если не знаешь, куда идешь, то вполне можешь оказаться в другом месте». Поэтому если компания берется за дело без четкого понимания цели, которую необходимо достичь, и не владея достаточной информацией, то результат может быть соответственным.

Чтобы компании не пришлось столкнуться с последствиями неэффективных инвестиций, стоит очень ответственно подходить ко всем фазам процесса внедрения, в том числе при определении стратегии автоматизации, выборе программного продукта, партнера по внедрению, руководителя проекта и при формировании проектной команды (подробнее об этом в моей статье «Семь золотых правил внедрения ERP-системы для розничных сетей» – http://www.retailer.ru/item/id/32671).

Практическая инновация для розничной компании

Подводя итог сказанному, хочу еще раз подчеркнуть: ERP-система – это не просто новшество, это практическая инновация, так звучит и девиз CIBER – Practical Innovation. Инвестировав в проект внедрения системы, компания становится пользователем практической, прикладной инновации, и, таким образом, переходит на другой уровень своего развития. Практической ее можно назвать еще и потому, что ERP-системы класса «А», такие как SAP for Retail, являются выверенным передовым опытом, включающим лучшие практики автоматизации бизнес-процессов от ведущих розничных сетей мира.

Компанию, которая приняла решение о внедрении ERP-системы, интересует, может ли она рассчитывать на быструю отдачу от внедрения, или это, скорее, долгосрочный инвестиционный проект. Думаю, главными факторами, обуславливающими скорость возврата инвестиций и проявления эффектов от внедрения ERP-системы, является не размер вложенных денег, а степень участия со стороны руководства, отлаженная работа сотрудников компании и проектной команды при реализации всего проекта.

Стоит ли инвестировать в оптимизацию информационных процессов компании? Решать вам. Как говорится, кто хочет делать, ищет возможности, кто не хочет – ищет причины.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments