Кто инвестирует в сотрудников, партнеров и клиентов, получая при этом наибольшую отдачу? Компании-победители конкурса People Investor делятся с читателями "Секрета фирмы" своим опытом.

В условиях кризиса работодатели считают каждый рубль. Но, как следует из исследования Ассоциации менеджеров (АМР), две трети из 50 опрошенных компаний в 2010 году сохранили или даже смогли увеличить размер инвестиций в обучение и развитие сотрудников. При этом, по словам исполнительного директора АМР Сергея Литовченко, участники конкурса People Investor стали более трезво оценивать необходимость подобных инвестиций и их окупаемость. Даже если речь идет о благотворительных проектах.

В этом году на конкурс People Investor, который АМР проводила в третий раз, свои проекты представили 60 компаний. Мы рассказываем о лучших из них.


Внутренняя кухня
Номинация: управление человеческими ресурсами.

Гран-при: ОАО "Пивоваренная компания "Балтика""

"Несколько лет назад мы обратили внимание, что сотрудники недостаточно вовлечены в мероприятия по выработке решений, которые могли бы улучшить работу их подразделения",— рассказывает директор по персоналу Надежда Сироткина. Так родились две программы — "Твоя идея работает" (для сотрудников на производстве) и "Есть идея" (для службы продаж).

Компания разработала автоматизированную систему: предложения сотрудников поступают в базу, каждому присваивается порядковый номер. Не реже чем раз в две недели их рассматривает технический совет — экспертные мнения позволяют учесть возможные риски, масштабность идеи, необходимость ее реализации, предполагаемую сумму затрат. Каждая идея получает комплексную сводную оценку.

Ежегодная экономия от реализации проекта "Твоя идея работает" — около 5 млн руб. Так, инженер-механик энергетической службы собрал аппарат, который смешивает реагенты для очистки воды. Этот аппарат заменил фирменную установку стоимостью 12 тыс. евро. А программа "Есть идея" привела к росту выручки: сотрудник отдела продаж придумал оригинальные POS-материалы — новогоднюю елку из бирдекелей "Ярпиво". Продажи взлетели на 300%.

Специальная номинация: "Нематериальная мотивация в управлении человеческими ресурсами".

Лауреат: издательство "Эксмо"

В свое время компания разработала систему материальной мотивации, основанную на KPI. Но остались без внимания, например, инновационные проекты — они не всегда приносят финансовую отдачу на старте, но важны для будущего успеха. Такую работу тоже надо поощрять. Чтобы решить задачу, руководитель группы мотивации Сергей Машковцев и менеджер по корпоративной культуре Наталья Цыплакова организовали несколько конкурсов, в частности, на лучший книжный проект и лучшую обложку. "Выбрать один проект непросто, ведь у нас несколько редакций, и у всех свои хиты",— рассказывает Машковцев. Решили, что лучшая книга должна быть новинкой, а ее продажи — превышать средние в конкретной нише. Номинантов оценивает топ-менеджмент, для выбора лучшей обложки привлекли независимое жюри. Теперь "Эксмо" может транслировать персоналу, на кого нужно равняться.


Специальная номинация: "Вперед в будущее: Лучшая программа по профессиональному обучению сотрудников производства".

Лауреат: ОАО "ТНК-BP менеджмент"

В 2008 году ТНК-ВР начала проект по совершенствованию системы профессиональной подготовки рабочих кадров в региональных учебных центрах (РУЦ), рассказывает руководитель проекта, менеджер департамента корпоративного обучения и развития Элеонора Агеева. Компания разработала корпоративные профессиональные стандарты по ключевым рабочим профессиям. На их основе сформулированы требования к знаниям и умениям, необходимым для выполнения каждого вида деятельности. Эта работа уже проведена по восьми профессиям в области добычи нефти и газа. Реформа затронула и РУЦ — специалисты ТНК-BP разработали учебные программы, учебно-методические материалы, профессиональные тесты и квалификационные задания. Руководители РУЦ прошли мастер-класс в канадском учебном центре Enform, а для преподавателей создали программу переподготовки. ТНК-ВР активно внедряет и систему наставничества, поэтому все новые материалы можно использовать на рабочем месте. Уже сейчас в компании проходит тестирование рабочих, а также курсы "быстрой отдачи", которые позволят в краткосрочной перспективе ощутить практическую пользу от проекта.

Ближний круг
Номинация: отношения с партнерами и клиентами.

Гран-при: ОАО "Группа Е4"

Группа Е4 занимается проектированием и строительством энергетических объектов под ключ. "Под ключ" компания проводит и обучение персонала заказчика техническому обслуживанию построенных энергоблоков. "Важно разработать программу, соответствующую уровню обучаемых сотрудников, чтобы оборудование, стоимость которого иногда достигает миллиардов рублей, не было выведено из строя",— рассказывает директор департамента развития персонала и внутренних коммуникаций E4 Наталья Никонова.

Если уровень базовой подготовки работников невысок, сначала нужен первичный теоретический курс. Затем производители оборудования знакомят с работой техники. Третий этап — практическая подготовка во время пусконаладочных и шеф-монтажных работ. На обучающий проект в целом уходит около года. В настоящий момент компания готовит персонал заказчика по трем проектам — на энергоблоках Краснодарской ТЭЦ, Няганской ГРЭС и Курской ТЭЦ. По одному из них планируется провести суммарно более 16 тыс. учебных часов для эксплуатационного и ремонтного персонала. Пользу извлекает не только заказчик, но и компания — теперь у нее есть новая компетенция, с которой можно выходить на открытый рынок.


Специальная номинация: "Партнерство конкурентов во имя развития кадрового потенциала".

Лауреат: REMI (Real Estate Management Institute)

REMI — продукт коллективного творчества. Восемь девелоперских компаний и одна консалтинговая создали единую учебную площадку. Сейчас ее трансформируют в Центр управленческих технологий в недвижимости, формирующий отраслевые стандарты.

Дружба с местными
Номинация: развитие местных сообществ.

Гран-при: ОАО "МТС"

Создание "Клуба МТС" стало частью комплексной работы компании со студенческой аудиторией. Организаторы провели более сотни мероприятий образовательного характера, в которых приняли участие около 7 тыс. человек по всей России. Самые активные были приняты в "Клуб МТС" (сейчас в нем около 200 членов), более 180 человек прошли стажировки и тренинги в компании, а девять молодых специалистов получили работу в МТС.

По словам вице-президента МТС по управлению персоналом и административным вопросам Сергея Никонова, цель проекта скорее просветительская — дать молодежи возможность попробовать себя в новом качестве, получить полезные навыки. Далеко не все участники мероприятий пойдут работать в компанию. Но важно, что человек впервые узнает, скажем, как составлять резюме, именно от МТС. Проект укрепляет имидж компании на рынке труда — МТС стабильно входит в топ-20 лучших работодателей для молодежи.

Специальная номинация: "Благотворительность и корпоративное волонтерство на службе общества".

Лауреат: DHL Express

Идея проекта — привлекать к благотворительной деятельности самих работников. В DHL Express действует Charity Team во главе с сотрудниками, которые определяют направления работы и организуют конкретные акции. Помимо общественной пользы есть и отдача для бизнеса — улучшились коммуникации между подразделениями, сотрудники гордятся, что развивают социально значимый проект.

Специальная номинация: "Инновационный подход к решению проблемы развития местных сообществ".

Лауреат: ОАО "Северсталь"

В рамках программы "Дорога к дому" компания реализует 15 проектов ("Школа приемных родителей", "Социальная скорая помощь" и др.), нацеленных на комплексную профилактику детской безнадзорности и социального сиротства в Череповце.

Специальная номинация: "Выдающийся региональный проект в области развития местных сообществ".

Лауреат: ЗАО "Аудиторско-консалтинговая компания "Аудэкс"" (Татария)

Компания десять лет помогает благотворительному фонду поддержки детей-сирот и инвалидов "Наз" в Татарии. "Аудэкс" укрепляет свою репутацию ответственной компании, налаживает коммуникации с населением, сплачивает коллектив.

Эксперты
Сергей Литовченко, исполнительный директор Ассоциации менеджеров:

Проекты первого конкурса People Investor проводились компаниями на волне экономического роста. Проекты 2010 года стали более прагматичными и, я бы сказал, более стратегичными.

Марина Тарнопольская, генеральный директор "Агентства Контакт":

Радует, что появляются интересные и нестандартные проекты. Кризис заставил руководителей задуматься, чем еще можно мотивировать персонал, кроме зарплат и бонусов.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments