Эксперты утверждают, что в России очень высокими темпами растут объемы онлайн-ритейла — до 30 процентов в год. Как вписываются в общую тенденцию дальневосточные регионы, выясняли корреспонденты "РГ".


К всеобщей выгоде

По некоторым оценкам, последний год стал прорывным для интернет-торговли Владивостока. Количество заказов продуктов, готовой еды, одежды, бытовой техники с помощью глобальной сети выросло как минимум на 50 процентов.

Самые сложные времена сейчас переживают традиционные магазины одежды — местные модницы и модники все чаще предпочитают виртуальные прилавки.

По оценкам действующего в столице Приморья некоммерческого партнерства "Лига торговых предпринимателей" и ее президента Павла Гетмана, вскоре интернет-торговля станет серьезным конкурентом и в других отраслях.

Анализ показывает, что активными интернет-покупателями сейчас являются люди в возрасте от 20 до 40 лет, которые в дальнейшем вряд ли откажутся от ставшего привычным способа приобретения товаров. К ним будут прибавляться сегодняшние школьники, уже не мыслящие жизни без виртуального пространства.

— Магазинам, торгующим через Интернет, нет необходимости арендовать помещение для торговли, платить зарплату персоналу. Снижение затрат и издержек удешевляет стоимость продукции. Покупатели же не тратят нервы и время, стоя в пробках и магазинных очередях. Таким образом, это выгодно обеим сторонам, — считает Павел Гетман, отмечая, что, несмотря на очевидные плюсы, местные гурманы пока предпочитают традиционные магазины.

По его мнению, сетевые супермаркеты в самое ближайшее время вряд ли сдадут позиции. Среди их преимуществ — "щадящие" цены (ритейлеры закупаются у производителей, минуя посредников) и огромный выбор. Сейчас готовиться к худшему надо небольшим магазинам, малому бизнесу.

Им предприниматель советует искать новую нишу. Как вариант — заняться продажей экологически чистых продуктов питания.

Эксперт также считает, что на будущем некоторых супермаркетов может негативно сказаться развитие ресторанной доставки и объясняет это тем, что с ростом конкуренции цены на привезенную готовую еду станут сопоставимы со стоимостью продуктов. Готовка же из ежедневной необходимости превратится в приятный ритуал.

Особое внимание интернет-продавцам стоит обратить на качество продукции и услуг.

— Один раз получив некачественный товар, человек не будет больше заказывать здесь. Более того, жалобу выложит в Интернет, где новости распространяются очень быстро. Это чревато репутационными потерями, — считает президент "Лиги торговых предпринимателей".

Виртуальные негоцианты

Хабаровчане в Интернете чаще всего покупают либо по рекомендации уже отоварившихся, либо предварительно ознакомившись с товаром. Бывает, что срабатывает реклама.

Это хорошо знают, к примеру, в крупном сетевом дискаунтере, специализирующемся на продаже бытовой техники. Принципиальное его отличие от привычных больших магазинов заключается в отсутствии торговых залов, которые перенесены в интернет-формат, и продавцов-консультантов, от которых отказались вовсе.

— Зачастую покупатели после посещения нашего сайта сначала направляются в обычные магазины, где выясняют все о понравившемся товаре, а уж затем приобретают его у нас, так как наши цены значительно ниже, чем у конкурентов, — рассказывает Александр Крючков, директор хабаровского филиала дискаунтера. — Думаю, Интернет уступает прямым продажам потому, что наши люди не любят ждать, хотят сразу получить покупку.

Надо сказать, что крупных интернет-магазинов в чистом виде, с развитым и постоянно обновляемым сайтом, с электронными кошельками и доставкой в считанные дни, а то и часы, в Хабаровском крае практически нет. Намного чаще встречаются обычные магазины с параллельной виртуальной витриной в Сети. Она для этого формата торговли, как правило, мелкооптового, — скорее, реклама, призванная зазвать в реальный магазин.

Кстати, с развитием IT-технологий открыть свой сайт стало доступным делом. Средняя цена в зависимости от объема работ варьируется от трех до 23 тысяч рублей, а сроки — от нескольких дней до недели.

Сдача в аренду виртуальных торговых рядов со всеми сопутствующими услугами — популярный бизнес. Для удобства потенциальных покупателей разные по масштабу и товарам магазины сортируются и объединяются в более крупные подразделения. Такая модель, считают специалисты, выигрывает за счет синергетического эффекта. При этом маркетинговая политика выстраивается по реальному образцу: чем больше товаров, тем ниже цена за единицу и наоборот.
Виртуальные магазины начинают вытеснять небольшие торговые точки в "реале"

Есть и недостатки. Главный — отсутствие индивидуальности и в дизайне, и в структуре. Воплотить свой авторский замысел можно, но за дополнительную и иногда весьма существенную плату. Второй недостаток — вероятность затеряться среди себе подобных как раз из-за многочисленности участников, и в этом случае бизнес просто не пойдет.

Существуют в интернет-торговле подводные камни и для покупателей. Основные претензии обманутых в своих ожиданиях хабаровчан сводятся к низкому качеству товаров, затянутым срокам возврата денег или вообще невозможности их вернуть, нечестности продавцов, умалчивающих об обязательных дополнительных расходах. При этом крупные интернет-магазины, зарегистрированные, как правило, в мегаполисах и напрямую работающие с известными производителями, быстрее и охотнее идут навстречу, боясь потерять время, деньги и доброе имя. С мелкими виртуальными негоциантами проблем может быть больше. В Хабаровском крае, по данным Роспотребнадзора, в 2012 году было семь жалоб на работу местных интернет-магазинов, в 2013-м — 25.

Дешево, но долго

В Якутии электронная торговля очень популярна — в прошлом году республика с менее чем миллионным населением стала пятой в России по объемам покупок через Интернет. Виртуальные шоп-туры привлекают якутян главным образом невысокими ценами товаров. В обычных магазинах аналоги стоят значительно дороже, поскольку в их стоимость включены затраты на длительное хранение, аренду складов, торговых помещений и многие другие накрутки, увеличивающие исходную цену порой в несколько раз.

Спрос породил предложение. В Якутске сейчас действует более 170 интернет-магазинов, в которых можно купить практически все. Есть и своеобразные супермаркеты, и торговые точки с узкой специализацией (к примеру, магазин по торговле противопожарным оборудованием). Найти их несложно — все контакты выложены на главном республиканском информационно-развлекательном портале.

Тем не менее беспроблемной электронную торговлю в регионе не назовешь. Если в Якутске на доставку заказанного в местном интернет-магазине товара уходят часы, а нередко даже минуты, то в отдаленные районы покупки могут идти месяцами. Как рассказала журналист из Нижнеколымского района республики Лариса Габайдуллина, многодетная семья Винокуровых, проживающая в арктическом селе Андрюшкино, в начале лета заказала через Интернет вещи для детей. Ждать, пока привезут покупку, пришлось до глубокой осени.

Доставка почты из Якутска в 26 райцентров возможна только авиацией. До недавнего времени местные авиакомпании не справлялись с этим потоком, залежалые остатки доходили до 40 тонн. Недавно "Почта России" направила на работу в Якутию два специальных почтовых самолета L-410, эксплуатация которых снизила остроту проблемы. Но вот доставку корреспонденции от райцентров до отдаленных сел почтовые самолеты не ускорят. В холодное время года на этих маршрутах выручают зимники, летом же связь поддерживается только с помощью вертолетов, и авиаторы предпочитают взять на борт больше пассажиров, оставляя почту "на потом".

Впрочем, чтобы купить что-либо через Интернет, надо как минимум выйти в Сеть. Но обширные территории на севере республики пока еще находятся за пределами зоны покрытия современными средствами связи.

Власти Якутии активно лоббируют на федеральном уровне решение проблемы, и эта работа принесла плоды. На конец декабря запланирован запуск на орбиту "якутского" спутника связи "Экспресс АМ5". Как отмечает вице-премьер правительства республики Александр Борисов, основная рабочая зона космического аппарата будет охватывать всю территорию региона.

Мнения

Роман Иванищев, президент Дальневосточной ассоциации рестораторов и отельеров:

— Не так давно во Владивостоке стартовал, и, судя по отзывам, довольно успешно, проект по доставке на дом фермерских продуктов. Всего за пару недель продавцам удалось набрать определенный пул покупателей, делающих заказы два-три раза в неделю. Стало больше и тех, кто "вызывает" на дом ресторанную еду. Если раньше у ресторана, который работал именно на прием гостей, доставка еды была некой данью моде и составляла в общем обороте до пяти процентов, то сейчас, при грамотной рекламе, маркетинге и логистике, она может доходить до 30-35. Ситуация изменилась всего лишь за последний год, и тенденция нарастает. Впрочем, серьезно говорить о том, что рестораны вскоре исчезнут, не стоит — как показывает мировой опыт, желающие не только вкусно, но и красиво поесть, имеются всегда. И еще: любая компания, настроенная на работу, будет следить за тем, чтобы о ней были хорошие отзывы. Это лучшее регулирование рынка. От недовольного клиента, написавшего отзыв на "фейсбуке", не откупишься взяткой.

Сабина Бондаренко, исполнительный директор компании по разработке сайтов:

— Существует множество сервисов по созданию сайтов, в том числе интернет-магазинов. Есть конструкторы, то есть программы, позволяющие делать сайты на основе готовых шаблонов. Обычно они бесплатны: за создание или, точнее, прокат интернет-магазина не платят, его, как модель Лего, можно собрать из уже готовых блоков. Для этого не требуется какой-то квалификации — достаточно знаний на уровне продвинутого пользователя. Платить, и немного, надо будет за размещение товара, а точнее — его фото. Это такая своеобразная арендная плата.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments