"Эльдорадо" расширит сеть к концу 2016 г. на 100 магазинов. Активно вкладываясь в развитие интернет-магазина, "Эльдорадо", тем не менее, решил увеличить и число обычных магазинов. Вместе с тем, в компании рассказали, что доля онлайн-продаж в общей структуре компании за минувший год заметно выросла. Если в прошлом году на сайт приходилось 13,7% продаж, то в августе 2015 г. этот показатель превысил 17%. Это самый высокий показатель среди конкурентов. За первое полугодие 2015 г. сопоставимые онлайн-продажи выросли на 20%.
Опыт показывает, что покупателям уже необязательно "смотреть и щупать" даже крупную бытовую технику, не говоря уже о мелких и даже очень дорогих товарах. Наиболее популярными для онлайн-покупателей товарами сети называют холодильники, стиральные машины, ноутбуки, iPhone 6 (64 ГБ). "Важно быть везде, — считает представитель РАТЭК Антон Гуськов, — необходимо развивать оба направления работы, тем самым создавая максимальную возможность выбора для покупателей и охватывая всех клиентов".
Тенденцию "быть везде" активно развивают все другие БТиЭ сети. Retailer.RU собрал данные по первой пятерке этого сегмента, в котором лидирует "М.Видео". За ним идут "Эльдорадо", Media Markt, "Юлмарт", "Техносила" и "Центр". Их совокупная выручка в 2014 г. превысила 422 млрд руб. Правда, поскольку "Юлмарт" торгует исключительно в онлайне, сравнивать с конкурентами его активность в интернете некорректно.
Если продажи "Эльдорадо" в интернете по итогам всего 2014 г. выросли на 61,6%, до 17,8 млрд руб., то "М.Видео" по итогам 2014 г. увеличил объем онлайн-продаж аж на 90% — до 18 млрд руб. При том, что в целом выручка "М.Видео" увеличилась в прошлом году всего на 16% (ровно столько же, сколько у "Эльдорадо"). Продажи через интернет-магазин по итогам первого полугодия 2015 г. выросли у "М.Видео" на 29% и составили 8,3 млрд руб. Однако, несмотря на серьезные усилия и заметный рост, интернет-магазин пока приносит ретейлеру немногим более 10% выручки.
Рост продаж через www.tehnosila.ru в целом за 2014 г. составил более 76%. Тогда как общий прирост продаж у "Техносилы" за прошлый год был на уровне всего 3%. Объем интернет-продаж компании за первое полугодие 2015 г. вырос на 41% по сравнению с аналогичным периодом 2014 г.: 2,45 млрд. руб. "Мы продолжаем рассматривать интернет-продажи как один из драйверов роста компании в 2015 г.", — заявил коммерческий директор "Техносилы" Сергей Зернов.
Другой игрок из первой пятерки сегмента БТиЭ — Media Markt — принял противоположное "Эльдорадо" решение и начал в сентябре 2015 г. сокращать торговые площади части магазинов, параллельно наращивая долю интернет-продаж. На них в структуре выручки по итогам 2014 г. пришлись все те же 10%, что и у коллег по рынку. "Мы стремимся к тому, чтобы к концу 2015 г. этот показатель достиг 20%, это наша цель", — передал через пресс-службу гендиректор компании в России Гидо Рем.
Но все же, несмотря на такой бурный рост интернет-торговли, средняя доля онлайн-продаж в общей структуре крупных традиционных торговых сетей невелика и мало у кого превышает 10%. Самый низкий показатель — у сети "Центр". По оценке генерального директора ГК "Корпорация Центр" Романа Гайдукова, доля онлайн-торговли в общей структуре продаж сети составляет всего 3%, средний чек в магазинах — 7500 руб., в интернет-магазине на 40% меньше — 3 тыс. руб. В планах компании — следуя общему тренду, развиваться в направлении интернет-продаж, но не в ущерб офлайн-рознице.
По мнению Екатерины Шустер, директора по внешним связям и коммуникациям АКИТ (Ассоциации компаний интернет-торговли), доля онлайн торговли в БТиЭ составляет 15,7%. Видимо, во многом за счет мощного развития игроков, работающих только в интернете. При этом часть онлайн-продаж в среднем по всем сегментам российского ретейла — лишь 3%.
"15,7% — это очень высокий показатель, учитывая динамику развитых стран, таких как США (там это около 10% для доли онлайна в ретейле), ЕС (для различных стран колеблется от 7% до 11%), Великобритании (самая высокая доля 13%), — считает Екатерина Шустер, — для того, чтобы этот показатель достиг, например, 50%, должна поменяться вся модель торговли и отношение людей к процессу покупки онлайн, должно уйти поколение, которое любит делать покупки в офлайн-магазинах. 50% возможно достичь через 20 лет, а может и 50 лет".
В целом объем онлайн-продаж бытовой техники и электроники (БТиЭ) в первом полугодии 2015 г. составил 72,9 млрд руб., говорится в отчете Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и исследовательской компании GfK. Это на 2,4% ниже, чем в аналогичный период прошлого года: тогда объем составил 74,7 млрд руб. Тогда как общее падение продаж в БТиЭ по итогам полугодия составило 15,6% — 653 млрд руб., согласно данным АКИТ. Спад, по данным исследования, наблюдается почти во всех товарных категориях, составляющих 80% рынка бытовой техники и электроники (БТиЭ). На 5,2% сократился объем продаж компьютеров и ноутбуков, на 0,8% — крупной бытовой техники, на столько же — мелкой бытовой техники, на 15,7% — потребительской электроники, на 31,9% — фотоаппаратуры. Выросли только продажи телефонов и смартфонов — на 23,6%, но на них приходится лишь 20% продаж всех категорий.