Подготовка к IPO, расширение ассортимента, сокращение персонала и расходов, пересмотр отношений с арендодателями и общее ощущение кризиса, который надвигается, но никак не наступит. "Секрет фирмы" расспросил предпринимателей, чего они ждут от 2014 года.

Российские власти готовятся к ухудшению экономической ситуации в ближайшие годы. Ожидаете ли вы экономического спада в 2014-м? Если да, как вы к нему готовитесь?

Владимир Мельников, генеральный директор "Глории Джинс": Да, мы ожидаем экономического спада с 2013-го по 2015 год. Мы урезаем расходы всеми доступными способами: сокращаем персонал и фонд оплаты труда, жестко, вплоть до закрытия магазинов, ведем переговоры с арендодателями на снижение арендных ставок. Когда идет падение рынка, все должны чувствовать свою ответственность.

Антон Титов, генеральный директор ГК "Обувь России": Да, стагнация очевидна, ожидаем экономический спад, однако ситуация сейчас не столь критична, как в 2009-2010 годах. Мы работаем на обувном рынке, который слабо консолидирован и слабо насыщен, поэтому даже в условиях стагнации и спада в экономике на этом рынке есть возможности расти. В 2013-2014 годах мы планируем ежегодный прирост выручки в наших розничных сетях на 40-45%.

Константин Бабкин, президент промышленного союза "Новое содружество", сопредседатель Московского экономического форума, совладелец завода "Ростсельмаш": Мы, сельхозмашиностроители, больше 20 лет живем в экономическом кризисе. Уже привыкли. Поэтому будем жить дальше, особой подготовки не проводим.

Всеволод Страх, генеральный директор "Сотмаркета": В онлайн-ритейле есть своя специфика. Например, когда в 2008 году все бизнесы падали, мы продолжали расти. В том числе за счет покупателей, которые переходили из офлайна в онлайн. Сейчас мы наблюдаем снижение темпов роста в онлайн-торговле, но связываем его не с общим экономическим спадом, а с насыщением рынка.

Сергей Акульчев, генеральный директор компании "Акульчев": Спад начнется, но будет происходить в промышленной отрасли из-за замедления продаж крупных госмонополий. Мы работаем в потребительском секторе и снижение покупательской способности почувствуем в последнюю очередь. Подготовку ведем в области HR-брендинга, усиливаем кадры.

Андрей Младенцев, председатель совета директоров фармацевтической группы OBL Pharm: Макроэкономические прогнозы и страшилки по поводу ухудшения инвестклимата меня мало волнуют. Я уже с конца 1990-х годов работаю так, как будто нахожусь в кризисной экономике: жестко контролирую затраты и повышаю эффективность бизнеса.

Как, по-вашему, изменится инвестиционный климат РФ в 2014 году?

Владимир Мельников: Россия не в стагнации, Россия в рецессии, дна которой не видно. Правительство должно решить — или пушки, или масло. И то и то быть не может.

Антон Титов: На наш взгляд, инвесторы будут искать возможности для вложений в новые, динамично развивающиеся рынки. Со своей стороны мы намерены провести IPO. Также у нас запланирована облигационная программа: мы планируем в ближайшие три года разместить три выпуска биржевых облигаций в объеме 5 млрд руб.

Константин Бабкин: Если изменится экономическая политика, в правительство придут люди из реального сектора, тогда ситуация в инвестиционном климате улучшится. Если все останется как есть, то будем пребывать в кризисе и дальше.

Всеволод Страх: В онлайне мы ожидаем улучшение инвестклимата за счет государственных инициатив в этом секторе.

Питер Балдауф: Мы надеемся на дальнейшие шаги по улучшению инвестиционного климата со стороны федеральных и региональных властей. По итогам 2013 года Россия уже значительно продвинулась в международном рейтинге Doing Business.

Сергей Акульчев: Инвестклимат станет хуже: инвесторы и банки сейчас осторожничают, следуя стратегии сохранения заработанного. Все в ожидании негативных изменений, которые уже несколько раз трясли страну.

Каких событий, способных повлиять на ваш бизнес в следующем году, вы ожидаете?

Антон Титов: Реальный сектор не развивается, количество рабочих мест уменьшается, доходы населения растут медленно. Все это приводит к снижению потребительской активности. Однако мы подготовлены к этой ситуации, поскольку предлагаем финансовые услуги для покупателей, такие как продажа в рассрочку. Это позволяет нам сохранять высокую динамику прироста выручки и прибыли.

Всеволод Страх: Внимательно наблюдаем за китайцами и предвидим дальнейшую экспансию китайских интернет-магазинов на российский рынок. Мониторим планы Apple — они недавно в очередной раз пообещали открыть в России свои салоны.

Сергей Акульчев: Сейчас мы сотрудничаем с заказчиками в рамках госконтрактов: в уходящем году были поставщиками Универсиады, в 2014 году — Зимней Олимпиады в Сочи.

Как будет складываться ситуация на ключевом для вас рынке? Какую динамику рынка в целом вы ожидаете?

Владимир Мельников: Ключевые для нас рынки  — Россия и Украина. В 2014-м мы ожидаем падения спроса по рынку в рознице от 2% до 3%.

Антон Титов: Российский обувной рынок является третьим по объемам потребительским рынком в стране. Рынок слабо консолидирован — на нем по-прежнему около 40% занимает неорганизованная розница. И рынок станет активно консолидироваться, крупные розничные сети будут наращивать свое присутствие в регионах. Мы ожидаем темпы прироста обувного рынка на уровне 7-8% в денежном выражении.

Всеволод Страх: Если говорить про рынок онлайн-ритейла, здесь продолжится консолидация крупных активов. Также увеличится зависимость игроков рынка от крупных интеграторов, таких как "Яндекс.Маркет". Что касается рынка электроники — а это наша основная товарная категория, то мы ожидаем, что устройства, смартфоны в первую очередь, продолжат дешеветь, это сейчас основной тренд.

Сергей Акульчев: Ключевым каналом сбыта для нас останутся крупные торговые сети — они продолжат укрупняться и сохранят мощный темп развития.

Андрей Младенцев: Если честно, я не читаю отчеты аналитических компаний о динамике рынка фармпродукции и доли на нем остальных игроков. Для нас главное — предоставить клиенту качественный продукт по более низкой цене. Тогда мы не будем зависеть от экономических условий. Если рынок будет расти, и мы вместе с ним вырастем. Если нет, значит, съедим долю конкурентов.

Какие шаги по развитию бизнеса вы планируете сделать в следующем году?

Владимир Мельников: Мы будем открывать много магазинов с теми арендодателями, которые будут воспринимать нас как одного из лучших игроков на рынке. Мы лучшие на рынке России по соотношению цена—качество. Мы легкие и пушистые, сбросим лишний груз и опять полетим ввысь.

Антон Титов: Наша цель — воспользоваться благоприятной ситуацией на рынке. На сегодняшний день мы уже являемся лидером среднеценового сегмента обувного рынка. В ближайшие четыре года мы намерены открывать по 100 магазинов в год, что позволит нам войти в тройку крупнейших обувных сетей России. Будем дальше работать над ассортиментом, развивать финансовые услуги для покупателей. В конце года мы открыли собственный научно-исследовательский центр по разработке полимерных материалов для обувного производства.

Константин Бабкин: Мы продолжим развивать дилерскую сеть, будем инвестировать в развитие, в модельный ряд. Ничего такого революционного, обычная работа продолжится.

Питер Балдауф: В следующем году мы будем уделять большое внимание расширению присутствия Canon в регионах России. Планируем открыть еще один региональный офис, и он, возможно, будет не последним. Собираемся активно расширять сегменты рынка, в которых уже присутствуем. Например, мы расширяем наше предложение фото- и видеотехники линейками, ориентированными на профессиональных потребителей. В ноябре Canon анонсировала выход на рынок профессиональных дисплеев. В начале следующего года планируем завершить в России интеграцию Canon с крупнейшим производителем профессионального печатающего оборудования Ocе.

Андрей Младенцев: В 2014 году мы будем повышать капитализацию компании — планируем купить пару заводов и один-два лекарственных бренда.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments